Дмитрий Семенович, как Вы считаете, влияет ли мировой финансовый кризис на украинскую банковскую систему Украины?
Парадоксально, но нашей системе послужила ее недостаточная интегрированность в мировые финансовые рынки, отсутствие механизмов, присущих открытым рынкам. И я в этом вопросе полностью согласен со своим коллегами-банкирами, что украинская банковская система, по оценкам ведущих международных экспертов и рейтинговых агентств, на фоне стран СНГ меньше всего испытала негативное влияние от международного финансового кризиса.
Как Вы относитесь к высокому уровню проникновения иностранного капитала в отечественную банковскую систему?
По ключевым показателям украинский рынок оценивается как один из наиболее либерализованных, с долей государства в банковском капитале менее 10%. Более того, при сравнительно большой банковской системе (около 70 млрд. евро активов — четвертое-пятое место в ЦВЕ, без учета России), местный рынок слишком фрагментирован. На 173 действующих банка приходится в среднем активов лишь на 400 млн. евро, что почти в 10 раз меньше, чем в тех же Польше или Венгрии.
Конечно, доля иностранных банков в Украине будет неизбежно расти. Но ни один из них — а здесь уже представлено минимум шесть крупных международных финансовых групп — не станет монополистом, чтобы диктовать другим свои условия На мой взгляд, при большом желании можно найти доводы в пользу чего угодно.
Но в чем нуждается наша страна? Она нуждается в сильной банковской системе, в банках, которые способны выдавать достаточные объемы кредитов, чтобы финансировать рост, а также в максимальной доступности банковских услуг для предпринимателей и населения.
В чем нуждаются местные компании? В максимально долгосрочных и достаточно крупных займах. Риторический вопрос — способны ли местные банки эти нужды обеспечить полностью? Приход иностранных инвесторов помогает эту проблему решить, облегчая и удешевляя доступ к дефицитным кредитным ресурсам, а также повышая стандарты и расширяя перечень банковских услуг.
И растущая конкуренция здесь даже пойдет на пользу, так как вынудит мелкие и средние банки либо активнее искать новые ниши, либо активизировать процессы слияния и консолидации капитала. И государству правильнее подумать, как стимулировать и облегчить эти процессы, поскольку они все еще серьезно сдерживаются слишком сложными регуляторными процедурами
Насколько серьезно и остро в настоящее время стоят вопросы борьбы с «отмыванием» денежных средств, полученных противоправным путем?
Давайте вспомним, как Украина попала в черный список Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF). После того как Всемирный банк и МВФ выполнили в 2001 году работу по оценке финансового сектора Украины, они строго указали на отсутствие надлежащего контроля в секторе небанковских финансовых учреждений. И наше правительство начало бурную деятельность, и только через три года в январе 2004 года состоялся визит миссии FATF с позитивным результатом, а на февральской сессии FATF в Париже Украина была выведена из черного списка. Отмывание денег — это легализация капиталов, полученных преступным путем. Ему всегда предшествует предикатное преступление.
В основном, это незаконная торговля оружием, наркотиками, проституция, эксплуатация детского труда. В случае украинского предпринимательства эта статья в основном дает основание преследования неуплаты полного объема налогов.
А по украинскому законодательству, специально предусмотрено (и это вызывает возражение международных экспертов), что неуплата налогов не считается предикатным преступлением, хотя очевидно, что это прямая обязанность украинцев. Я думаю, что желание платить во многом зависит от справедливости распределения бюджета страны, от доверия правительству - поскольку в моей жизни огромное количество примеров, когда наши люди готовы помочь деньгами непосредственно нуждающимся, чем отдавать их же в виде налогов. Считаю наш народ достаточно добрым и щедрым, просто доверие к системе распределения теряется быстро, а зарабатывается несоразмерно дольше.
Другая часть вопроса – вывод денег за рубеж. Это право клиента хранить или распоряжаться своими собственными, ни у кого не украденными, деньгами. Это право реализуется в виде распоряжения банку, который обязан в рамках инструкций НБУ выполнить это распоряжение, храня банковскую тайну. То, что многие годы считалось безопасно хранить деньги за границей – это факт. Но сегодня, когда ликвидность украинской земли и недвижимости растет со скоростью, несоразмерной с европейской, мне кажется приток денег из-за рубежа - более актуальная проблема, чем их вывод за пределы нашей страны. И уже конечно сам вывод соответственно, не считается отмыванием.
Прокомментируйте, пожалуйста, информацию, согласно которой Вы якобы обвиняли народного депутата из БЮТ Александра Шепелева в оказании давления на банк «ФСБ» и в причастности к организации против Вас противоправных действий.
Хочу заметить что журналисты, освещавшие мою недавнюю пресс-конференцию, абсолютно неверно истолковали сказанное мною о народном депутате от БЮТ Александре Шепелеве. В действительности я говорил о том, что Александр Александрович Шепелев подписывал депутатские запросы, в которых предлагал правоохранительным органам проверить деятельность нескольких банковских учреждений, в том числе и банка «ФСБ». Господин Шепелев, являясь членом комитета Верховного Совета по финансам и банковской деятельности, имеет полное право для этого. Лично у меня к нему нет ни единой претензии. В общем, произошедшее – это досадное и неприятное недоразумение.
А во-вторых, мы находимся в постоянном контакте со следователями Генеральной прокуратуры, проводящими проверку в возглавляемом мною финансовом учреждении, своевременно предоставляем все необходимые им документы.
Справка
По состоянию на 01.01.2008 года регулятивный капитал банка ФСБ составляет 226 млн грн., чистые активы - 1,2 млрд.грн., чистая прибыль - 4,7 млн. грн. По размеру регулятивного капитала и чистых активов по итогам 2007 года банк входит в 3-ью группу банков и по классификации НБУ принадлежит к группе средних банков Украины, и находится на 60 месте среди 173 банков Украины. Банк является членом S.W.I.F.T, аффилированным членом Международной платежной системы VISA International, членом Ассоциации ПФТС, Ассоциации украинских банков и Депозитария МФС, участником Фонда гарантирования вкладов физлиц. Банк выполняет все лицензионные требования Национального банка Украины и не имеет ни единого нарушения при выполнении экономических нормативов и норм резервирования.
В планы банка входит наращивание объемов и доходности активов, путем оптимального распределения денежных ресурсов. Кроме этого банк работает над расширением филиальной сети на территории Украины. Так, наряду с действующими филиалами ( г.Днепропетровск и г. Киев) и отделениями ( г. Киев и г. Одесса) планируется открытие филиалов и отделений в г. Хмельницком, Харькове, Ялте, Симферополе, Феодосии и Алуште.
История создания банка «ФСБ»
История ЗАО «ФСБанк» начинается с 23.06.1994 года. В этот день был зарегистрирован Днепропетровский акционерный банк «Видергебург». С апреля 1997 года функционировал как АКБ «Технобанк». В апреле 2003 года банк оказался на грани банкротства, «благодаря» огромным невозвратным кредитам (более 5-ти миллионов долларов США), ранее выданным бывшим акционерам банка. Эти кредиты выдавались под фиктивные «обеспечения» в виде земельных участков. В июле 2003 года банк возобновил свою деятельность благодаря новым акционерам, которые своими денежными средствами возвратили обманутым вкладчикам депозиты и в течении 2003 года усилили позиции «Технобанка» в украинском рейтинге. При этом название «Технобанк» пришлось сменить на новое «Финансовый Союз Банк», чтобы избавиться от неприятных ассоциаций с прошлым, также изменился юридический адрес и функционирование его как межрегионального универсального банка.