Понятие "мобильный банкинг" в мире трактуется по-разному: от получения sms с информацией о средствах клиента до сложных систем управления счетом с помощью мобильного телефона. Мобильный банкинг стремительно развивается наряду с другими сервисами дистанционного обслуживания - онлайн-платежами, банковскими киосками, системами "клиент-банк". Согласно прогнозу британской исследовательской компании IMS Research, к 2012 г. число пользователей услуг мобильного банкинга и платежных сервисов достигнет 900 млн.
Разработанная ПриватБанком система мобильного банкинга позволяет клиенту следить за движением денег на счету, проверять баланс, переводить деньги между своими счетами, получать справочную информацию, блокировать карточку, пополнять телефон или Skype, контролировать состояние кредита. Иметь доступ к банковским услугам с помощью мобильного очень удобно. Например, по оценке специалистов агентств, занимающихся сбором просроченной задолженности, около 2% должников банков просто не успевают или забывают вовремя платить по кредиту. Мобильный банкинг дает возможность следить за состоянием кредита, а также в случае надобности пополнять кредитку.
При получении кредитной карты клиент ПриватБанка автоматически и бесплатно подключается к услуге MobileBanking. Бесплатным является также первый месяц обслуживания, а со второго месяца взимается абонплата 0,5 у.е в месяц. Для работы с системой достаточно отправить sms-сообщение, содержащее команду и последние цифры номера карты на номер 10060. Например, чтобы проверить состояние счета, достаточно отправить на номер 10060 sms с последними 4 цифрами карточки. В ответ придет sms с указанием остатка денег на счету или размера задолженности по кредитке. Информацию о других командах и возможностях системы можно найти на сайте банка.
"Мы сделали подключение к мобильному банкингу автоматическим и бесплатным, а также предложили бесплатный первый месяц обслуживания. - говорит руководитель Центра электронного бизнеса ПриватБанка Александр Витязь. - Уверены, что для держателей наших кредиток мобильный банкинг окажется полезной новинкой. Чтобы проверить счет теперь не нужно искать ближайший банкомат, а для пополнения мобильного телефона можно не бегать в поисках места, где купить скретч-карту. Если карточкой пользуется ребенок или супруга, клиент всегда будет в курсе, где и сколько денег с карточки потрачено, а вдруг утерянную карту можно легко и мгновенно заблокировать. И конечно, всегда приятно узнать, что на карточку поступила зарплата или пришел денежный перевод".
Мировые тенденции
В США 16% абонентов мобильной связи пользуются мобильными банковскими сервисами. При этом, 60% пользователей осуществляют банковские операции не реже, чем раз в неделю. По данным международной исследовательской компании Celent, в ближайшие 2 года развитие мобильного банкинга на ведущих европейских рынках – Испании, Франции, Италии и Великобритании – будет стремительно набирать темпы: от текущих показателей, в среднем составляющих 6%, до 25% к 2010 г. Предсказывается, что рост этого сегмента пойдет еще быстрее в развивающихся странах, где мобильный телефон – более доступное средство, чем банковские инфраструктуры.
Согласно результатам Интернет-опроса, проведенного компанией Javelin Strategy & Research среди 2192 американских потребителей, мобильные платежи и переводы с карты на карту (P2P) в будущем смогут заменить оплату с использованием кредитных и дебетовых карт. Большинство респондентов заинтересовано в высокой скорости проведения транзакций, которую обеспечивают мобильные платежи. Кроме того, авторы исследования полагают, что перспективы развития мобильной браузерной технологии, и таких платформ открытого типа, как Google Android и Apple iPhone SDK, дают, в конечном итоге, мобильным устройствам все шансы прийти на замену кредитным и дебетовым картам, как основному средству платежей. По утверждению директора компании IMS Research Джона Девлина, 62 млрд. транзакций, совершаемых во всем мире пользователями услуг мобильного банкинга, к 2012 г. составят серьезную конкуренцию даже таким именитым провайдерам финансовых сервисов, как Western Union.
Необычные решения
Мобильный телефон во всем мире все больше используется не только для мобильного банкинга, но и в целом в сфере электронной коммерции, продажи товаров и услуг. Так, в Японии клиенты McDonald`s в некоторых городах могут сформировать и оплатить собственный заказ при помощи мобильного телефона. На экране телефона пользователь запускает программное приложение с меню ресторана, выбирает нужные позиции, после чего подносит мобильник к специальному ридеру на кассе. В режиме реального времени деньги списываются с карты, после чего заказ считается оплаченным. Привлечь внимание клиентов к новинке призвана система скидок: каждый клиент новой услуги сможет перекусить в McDonald`s дешевле. Такую информацию приводит TechRadar UK.
В России прогнозируют, что рынок мобильных платежей страны к 2011 составит $4 млрд в год. Уже сегодня планируется создание опытных зон мобильных платежей в Москве, Петербурге и Сочи. В этих зонах абоненты смогут оплачивать услуги связи и интернет, страховки, международных переводов, приобретать электронные билеты.
Не секрет, что ряд стран мира критически зависят от мировой торговли (в том числе такие островные государства, как Тайвань, Сингапур, Великобритания). Даже небольшая экономия на логистических издержках в масштабах национальной экономики приносит ощутимые результаты. Мобильные технологии, электронизация таможенных документов, радиометки как сертификат происхождения товара, электронный инвойсинг выводят эти страны в лидеры мирового рынка.
Все чаще звучат данные об использовании интереснейшей технологии - штрих-кода в мобильном телефоне. Реализуется она путем отправки на мобильный телефон ссылки, при открытии которой пользователем происходит загрузка штрих-кода, считываемого затем сканером кассира (оператора, вахтера) или турникетом. С помощью этой технологии возможны такие продукты, как купон, дисконтная карта, флаер, билет, персональная карта, пропуск. Команда ПриватБанка сделала все, чтобы сервис мобильного банка был максимально удобным и полезным. Специалисты банка планируют постоянное расширение спектра доступных услуг. Ну а владельцы пластиковых карт от ПриватБанка могут оценить все преимущества мобильного банкинга уже сейчас.