По словам старшего юриста ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Инны Рудник, кроме множества уточняющих моментов, таких как установление сроков проведения проверок, введение налоговых каникул для определенных категорий субъектов хозяйствования и усовершенствование электронного администрирования НДС, принятый закон содержит несколько важных нововведений, которые, по мнению законодателей, должны обеспечить стабильный экономический рост и создать привлекательные условия для развития бизнеса в Украине.
Первое – это ликвидация налоговой милиции. Понимая неспособность данного органа выполнять возложенные на него обязанности и очень низкий уровень доверия к нему налогоплательщиков, законодатель решил взять пример с ранее проведенной реформы МВД и ввести вместо налоговой милиции финансовую полицию.
«Однако сейчас трудно спрогнозировать, каким именно образом повлияет данное нововведение на бизнес в Украине, поскольку функции, численный состав, ответственность сотрудников нового фискального подразделения будут предусмотрены отдельным законом, который до сих пор не принят. Тем не менее, надежда на то, что взаимоотношения с финансовой полицией будут чище и проще, чем с их предшественниками, у налогоплательщиков есть», - констатирует Инна Рудник.
Второе - усовершенствование электронного обмена информацией с налоговыми органами. В частности, введение полноценного электронного кабинета налогоплательщика, публичных реестров (реестра заявлений на бюджетное возмещение НДС и временного реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения).
«Данный закон реализует намерение максимально перевести взаимоотношения с фискальными органами в цифровое пространство, нужда в чем возникла уже достаточно давно, поскольку это не только минимизирует временные затраты обеих сторон данных правоотношений, но и способствует обобщению информации и упрощению доступа к ней», - рассказывает Инна Рудник.
Также, по мнению старшего юриста ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры», к интересным нововведениям следует отнести введение автоматизированного мониторинга соответствия налоговых накладных/расчетов корректировки критериям оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации таких налоговых накладных/расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных. То есть регистрация налоговой накладной может быть остановлена до принятия соответствующего решения уполномоченным органом.
«Критерии оценки степени рисков, достаточных для остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, будут определяться центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает и реализует государственную финансовую политику. То есть по аналогии с финансовой полицией пока трудно спрогнозировать влияние данной нормы на налогоплательщиков, поскольку полноценная реализация данного положения возможна только после принятия ряда подзаконных нормативно-правовых актов. В любом случае, такая инициатива воспринимается негативно, поскольку есть опасения относительно возможных злоупотреблений со стороны должностных лиц при реализации данного права и отсутствие реальной возможности «снять» такую остановку и продолжить регистрацию», - подчеркивает Инна Рудник.
В то же время юрист-практик резюмирует, что окончательно положительные и отрицательные стороны данного закона можно будет определить только по истечении определенного времени, который позволит понять, насколько эффективно реализована данная инициатива и приведет ли она к улучшению инвестиционного климата в Украине.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua