Пошуковий портал КОМПАСС » Новини українських компаній » Медицина. Аптеки » 2011 » Лютий » 11 » Евгений Никушин : „Кто же у руля фармацевтического рынка?”

Розміщення новин компаній

Евгений Никушин : „Кто же у руля фармацевтического рынка?”

В последнее время тема того, кто на самом деле управляет фармацевтическим рынком все чаще поднимается как в СМИ, так и на специализированных конференциях.

В своем интервью порталу Pharma.net.ua управляющий директор фармацевтической компании «Артур-К» проанализировал у кого же находятся основные рычаги влияния. По его мнению, в руках производителей сосредоточены бразды управления товарными потоками и продажами. Им принадлежит основная маржа рынка.

Дистрибьютор же работает в тех условиях, которые ему предлагаются. Как правило, производитель выдвигает древовидные сложные условия для каждого дистрибьютора, что порождает большую разницу между лидерами рынка и игроками второго эшелона.

В результате, на фармацевтическом рынке Украины происходит процесс концентрации. Уже сегодня ТОП 3 ведущих дистрибьюторов имеют долю в более чем 54% рынка. Кроме того, производитель стремится „натолкать” склады дистрибьютора продукцией, в следствии чего возникают ценовые войны.

Каждый год прирост лидеров тройки составляет 7-8 % доли рынка. Все это похоже на европейскую модель дистрибьюции, в которой существуют 2-3 крупных „монстра”, а остальные – это нишевые, специализированные дистрибьюторы.

Как пример концентрации по-европейски – нидерландский проект двух крупнейших дистрибьюторов Европы. Летом 2010 года стало известно, что Celesio передает Brocacef Holding, дочерней компании Phoenix, 62 аптеки с общей годовой выручкой в $209 млн. В свою очередь Celesio получает 45% акций Brocacef. Аналитики прогнозируют, что данное предприятие станет вторым по величине в Нидерландах. Таким образом, не нарушая антимонопольного права Европы, компании добиваются максимальной концентрации и управления рынком.

Другой пример – уже вертикальной концентрации - та же компания Phoenix, создавшая своего «карманного» производителя Ratiopharm и собственные розничные сети. Таким образом, дистрибьютор селективным образом вывел продукцию своего производителя на приоритетный уровень.

Следует учитывать, что хоть в Европе такая модель и работает успешно, в нашей стране большую роль играет менталитет. К примеру, для того, чтобы положить препарат на полку в аптеке необходимо платить. По аналогии, такая же ситуация будет и в отношениях „производитель-дистрибьютор” в случае концентрации. Производителю придется вносить оплату за то, чтобы продукция попала в прайс-лист дистрибьютора или на его склад.

По словам Евгения Никушина, вероятность того, что 5-6 или даже 2 дистрибьютора смогут договорится между собой –мала. Но подсознательно условия могут быть выработаны таким образом, что производителям станет сложнее вывести свой продукт на рынок.

Возможен и другой сценарий развития, с участием логистических компаний. Если произойдет концентрация дистрибьюторов, которые начнут диктовать свои жесткие условия, ничто не помешает, например, представительствам иностранных компаний договорится между собой и нанять одного, общего логистического оператора. И такой новый игрок вполне сможет конкурировать с дистрибьюторами второго эшелона.

„Сдерживающим фактором может стать лишь то, что производителям не очень то хочется связываться с многочисленными дебиторами. Но с другой стороны, если производители из ТОП-10 войдут в такой логистический альянс, то у розничных сетей не останется иного выхода, как придерживаться строгой платежной дисциплины. Ведь каждая аптека захочет, чтобы на ее полках продавались препараты известных производителей ” – считает Евгений Никушин.

Напоследок, эксперт предостерег игроков украинского фармрынка: «Да, сегодня у руля находится производитель, но в ближайшей перспективе бразды правления могут перекочевать к дистрибьюторам. Если производитель не начнет относиться к бизнесу по-партнерски, то в итоге получит строгую диктатуру двоих лидеров дистрибьюции и борьбу за свое место в их прайс-листе».


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua
Служба новин компанії КОМПАСС Україна | Прочитано: 1422 |
Довідник підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Тільки достовірна інформація!
Бази даних підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Електронні та онлайн довідники!

Останні новини компаній по темі

Всі новини компаній ...
Сайт управляється системою uCoz