УКБС отмечает , что сделанные в Консультации выводы специалистов Миндоходив по определению цены контролируемой операции , связанной с предоставлением банковских услуг , является не только законодательно необоснованными , но и противоречат сути законодательства о трансфертное ценообразование и не учитывают специфику банковской деятельности.
Так , в Консультации указано , что при определении стоимостного критерия - 50 млн. грн . контролируемой операции для целей налогообложения учитываются суммы кредита , депозита , займа и процентов по ним , суммы возвратной финансовой помощи , стоимость товара по договорам комиссии , поручительства , агентским и др. . аналогичным договорам , суммы комиссионного ( агентского) вознаграждения , стоимость инвестиций.
УКБС отмечает , что согласно принципам , закрепленным в пп . 39.1.1 п. 39.1 ст. 39 Налогового кодекса Украины ( далее - НКУ ) , трансфертное ценообразование осуществляется с целью корректировки налоговых обязательств налогоплательщиков путем налогового контроля за несоответствием налоговых обязательств налогоплательщиков (п. 39.1.1 ) .
Нормы пунктов 39.1.2 - 39.1.4 ст. 39 НКУ определяют понятие «цена контролируемой операции» , размер которой влияет на налоговые обязательства налогоплательщиков. Порядок определения цены контролируемой операции и методы , по которым она устанавливаются , определенный в п. 39.3 НКУ , а для банков устанавливается методике , определенной НБУ.
УКБС отмечает , что банковские услуги (привлечение депозитов и предоставление кредитов ) имеют свою специфику , основная отличительная черта этих операций заключается в предоставлении или получении средств с условием их обязательного возврата . Аналогично , для определения контролируемых операций , связанных с предоставлением банковских услуг , должны учитываться НЕ суммы кредитов , депозитов , займов , а суммы вознаграждения ( процентов и комиссий) , за предоставленные (полученные) банковские услуги, а не суммы депозитов, кредитов, займов.
Специалисты УКБС отмечают , что НКУ однозначно устанавливает такие понятия , как « контролируемая сделка» (п. 39.2) и «цена контролируемой операции» ( пп. 39.1.2 - 39.1.4 ) . Поэтому определение суммы ценового критерия в размере 50 млн. грн . должно осуществляться именно исходя из цен таких контролируемых операций , порядок определения которых предусмотрен НКУ.
«Из анализа норм НКУ следует , что ценой таких контролируемых операций , как депозит и кредит , является сумма процентов по ним , а сам кредит или депозит не включается в цену контролируемой операции , - отмечает Генеральный директор Ассоциации« Украинский Кредитно - Банковский Союз » Галина Олифер . - Соответственно, только проценты по кредиту и депозиту влияют на величину налоговых обязательств банковского учреждения . Поэтому разъяснения этого вопроса , предоставлено Миндоходив в Консультации , противоречит нормам НКУ».
В УКБС отмечают , что законодательством других стран по трансфертного ценообразования предусмотрены именно такие , о которых отмечает УКБС , подходы к определению суммы контролируемой операции . Например , Министерство финансов Российской Федерации письмом от 16.08.2013 № 03-01-18/33535 разъяснило порядок применения банками соответствующих норм Налогового кодекса РФ , отметив , что по договорам займа , кредита в целях определения суммарного критерия учитываются доходы в виде процентов , полученных ( начисленных ) по указанным договорам.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua