В качестве экспертов семинара выступили Анна Данилюк, консультант по работе с частным сектором, Сеть Глобального Договора ООН в Украине, Елена Маслюковская, старший преподаватель кафедры экологии Киево-Могилянской Академии, Юлия Бегма, координатор «Клуба А4» по вторичному использованию ресурсов Сообщества Социально-ответственный Бизнес и Александра Афанасьева, руководитель службы корпоративных коммуникаций НАСК «Оранта».
Во время мероприятия участники узнали о преимуществах зеленого офиса для страховых компаний, услышали практические примеры из украинского и международного опыта, как оборудовать экоэффективные офисы и рабочие места, сэкономить средства и приобрести имидж экологически дружественной компании.
По словам Елены Маслюковской, сегодня украинским компаниям не хватает системности в подходе к оцениванию эффективности программ зеленого офиса. Согласно исследования, которое было проведено в 2009 г. сетью Глобального Договора ООН при финансовой поддержке НАСК «Оранта», наиболее распространенные мероприятия, проводимые большинством компаний, которые декларируют свою преданность принципам зеленого офиса - это сбор макулатуры и повторное использование односторонне печатной бумаги, повторная заправка картриджей для принтеров и копиров, настраивание компьютеров на переход в спящий режим, отключение неактивной офисной техники на ночь, экономное потребление электроэнергии.
Более «продвинутые» компании в своих программах начинают инвестировать в ресурсосберегающие технологии, такие как энергосберегающие лампы, новая сантехника, замена старой офисной техники на новую (более энергоэффективную), электронный документооборот, телеконференции, и т.п.. И лишь небольшое количество наиболее прогрессивных компаний в сфере зеленого офиса принимают системные меры, такие как установка программного обеспечения для сохранности ресурсов, закупки с учетом дружественности к окружающей среде, установка оборудования для автоматического регулирования освещения и т.д.
Необходимость мониторинга и анализа эффективности вложенных в программы зеленого офиса средств объясняется требованиями экономического обоснования этих практик для высшего руководства компаний. Это особенно важно для непроизводственной сферы, когда компании, например страховые, непосредственно не влияют на окружающую среду и из-за этого не имеют публичного давления со стороны медиа, НПО и других организаций общественного сектора. По этой причине важность стратегического видения менеджмента тяжело переоценить.
Первое, что сделала НАСК «Оранта» на пути к распространению экологически-дружеских практик в компании – это заручилась поддержкой высшего руководства и организовала инициативную группу сотрудников, которые отвечают за проект «зеленого офиса». «В больших компаниях именно от отношения менеджмента в первую очередь зависит успешность воплощения «зеленого офиса», рассказала Александра Афанасьева, - «если ваш проект получит «зеленый» свет от руководства, это гарантирует серьезность отношения к проекту как со стороны всех служб, чья деятельность непосредственно связана с эффективной реализацией «зеленого офиса», например, хозяйственной или службы работы с персоналом, так и со стороны рядовых сотрудников, которые собственное и выполняют программу «зеленого офиса» - бережно относятся к ресурсам и др..»
По словам Генерального директора УФС Галины Третьяковой, это лишь вопрос времени, когда количество страховщиков, которые являются социально и экологически ответственными наберет критическую массу. «УФС как профессиональная организация уже готова своим примером показать компаниям-участникам рынка, как легко начать практику «зеленого офиса», мы уже сейчас практикуем сбор использованной офисной бумаги и сегодня договорились о вступлении в Клуб А4».
В ходе семинара-тренинга участники пришли к выводу, что реализация принципов Зеленого офиса не зависит от сферы бизнеса компании, ее размера или финансового состояния. Философия зеленого офиса - это не только доказательство социально ответственного отношения к окружающей среде, но также и эффективный механизм сбережения средств в долгосрочной перспективе, что является особенно актуальным сейчас, во время экономического кризиса. Это также важный элемент корпоративной культуры, ориентированной на заботу об окружающей среде, которая в свою очередь повышает трудоспособность и лояльность сотрудников.