Эксперты УКБС отметили, возлагая на банки обязанность выполнения функций налоговых агентов, ни законодатель, ни регуляторные органы не определили механизм их исполнения.
Поэтому отсутствие разъяснений и установившейся практики увеличивает риски неправильного толкования норм законодательства в сферах налогообложения и банковской деятельности и, соответственно, возможность применения к финучреждениям штрафных санкций.
Так, согласно Налоговому кодексу Украины в случае наследования физлицом права на депозитный вклад налоговым агентом по налогу на доходы физического лица является банк (небанковское финансовое учреждение).
Таким образом, финучреждение обязано удерживать налог с суммы такого дохода за его счет и перечислить его в бюджет.
Вместе с тем, при отсутствии согласия физлица на уплату налога за счет вклада, перед финансовыми учреждениями встает дилемма: как выполнить предписания Налогового кодекса, когда списание средств со счета клиента возможно только по его распоряжению?
Указанная ситуация осложняется, если средства на счета находятся в иностранной валюте, которую банк самостоятельно не может продавать (поскольку это противоречит валютному законодательству).
Кроме того, ставка налога с доходов физических лиц зависит от степени родства наследника и наследодателя.Поэтому, работник банковского учреждения должен установить очередь наследника для применения правильной ставки налога НДФЛ. Вместе с тем, в настоящее время нет ни одного разъяснения на основании каких документов банк должен устанавливать очередность наследников.
Также, существует противоречие между нормами Налогового кодекса о налогообложении вклада наследнику-нерезиденту. А именно: согласно требованиям ст. 168 НКУ налог удерживается "при выплате вклада и за его счет", но в пункте 174.3 статьи 174 ПКУ указано, что наследники-нерезиденты "обязаны уплатить налог до нотариального оформления объектов наследия". В связи с этим, момент уплаты НДФЛ с вклада наследниками-нерезидентами требует уточнения.
Одновременно требует разъяснений порядок раскрытия банками информации в отчетности налоговым органам по налогообложению НДФЛ, поскольку данные, требуемые налоговиками является банковской тайной. Поэтому, необходимо разъяснение о правомерности и объемов раскрытия банками этой информации.
«Средства населения по состоянию на 01.06.2011 составили 292,3 млрд. грн. или 34% обязательств банков. С начала года общий депозитный портфель вырос на 8%, а по сравнению с 01.01.2010 - почти на 40% - сообщил Председатель комитета Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз" Александр Новиков.- Поскольку операции по привлечению средств населения является одним из основных видов деятельности для каждого банка, разъяснения НБУ и ГПСУ создаст прозрачное правовое поле для функционирования всего финансового рынка.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua