УКБС обратил внимание АМКУ, что Парламентом приняты законодательные нормы, которые предоставляют возможность действующим банкам постепенно (в течение 5 лет с 2011 по 2016г.) осуществлять процесс наращивания основного капитала до 120 млн.грн, что приближено к международным банковским стандартам Базель-3. При этом, ни принятые ВРУ изменения в ЗУ «О банках и банковской деятельности», ни международные нормы не содержат никаких ограничений по осуществлению банками операций (в т.ч. депозитных) до момента наращивания ими капитала.
В то же время, Постановление НБУ № 273, вопреки международному и национальному законодательству, требует от банков осуществления докапитализации в крайне сжатые сроки (до конца 2011г.), абсолютно не учитывая при этом возможностей акционеров банковских учреждений (особенно украинских предприятий) для увеличения регулятивного капитала на 60% в посткризисный период.
Одновременно, вопреки ЗУ "О банках и банковской деятельности" согласно которому НБУ имеет право на ограничение осуществления банком отдельных операций только в случае нарушения им банковского законодательства) регулятор запретил небольшим банкам увеличивать депозитный портфель физических лиц, тем самым необоснованно ограничив действующие лицензии банковских учреждений. При этом, небольшие банки не имели нарушений и выполняли все нормативы НБУ, но ограничения в осуществлении вкладных операций были введены для них регулятором уже с 17.07.2010р, т.е. до момента истечения срока, предоставленного банкам для осуществления докапитализации (до 01.01.2012р.) .
УКБС заметил, что требование относительно увеличения регулятивного капитала малыми банками экономически необоснованна, поскольку основным показателем платежеспособности банковской системы является не размер капитала, а соблюдение банками норматива адекватности капитала, который составляет 20,31%, что более чем в 2 раза превышает установленный законом минимум - 8% (по данным НБУ на 01.02.2011).
Антимонопольный комитет Украины сообщил, что позицию УКБС поддержала Ассоциация защиты прав вкладчиков, которая указала на негативные последствия сужения прав населения из-за невозможности разместить средства в малых банках. Поскольку вкладчики, выбирая более привлекательны по ценовой политикой небольшие банки, которые индивидуально подходят к каждому клиенту, получали отказ этих банковских учреждений в принятии средств на депозит через введенную НБУ запрета увеличивать депозитный портфель. Таким образом, Постановление № 273 ограничила физических лиц в возможности свободного осуществления депозитных операций в самостоятельно выбранной банковском учреждении.
"Банковская система Украины - это тонкий механизм, который на протяжении почти двух десятилетий формировался по рыночным правилам. Каждое звено этого механизма имеет свое целевое назначение и своих потребителей. Поэтому введение требований, направленных на уничтожение стабильных небольших банков, прежде всего негативно влияет на конкурентную среду в банковской сфере, - отметила генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз" Галина Олифер. - При этом, замечаю, что в отличие от регулятора, Парламент более взвешенно и продуманно относится к вопросу сохранения и развития существующей банковской системы Украины ».