Прежде всего, обсуждены законодательные инициативы относительно обязательства банков реструктуризировать валютные ипотечные кредиты в гривну по курсу , ниже рыночного , и предоставления заемщику права в одностороннем порядке прекращать кредитное обязательство путем передачи банка предмета ипотеки.
Банкиры аргументировали экономической необоснованности инициативы возложение всех рисков валютных колебаний и обесценение гривны исключительно на банковскую систему и , соответственно, на вкладчиков и заемщиков, обслуживающих гривневые кредиты.
В условиях резкой девальвации гривны и роста социального напряжения , регулятору и законодателю важно отказаться от принятия поспешных решений в интересах узкого круга потребителей финансовых услуг. И внедрять только сбалансированные решения, в равной степени учитывать интересы государства , банковской системы и всех категорий населения - клиентов банков.
«Согласно прогнозных расчетов НБУ , только реализация инициативы конвертации валютных кредитов по курсу 7,99 грн . / $ При текущем курсе 11,5-11,7 грн . / $. может привести к потерям Госбюджета на сумму 1,965 млрд.грн. от недополучения налога на прибыль предприятий в результате возникновения дополнительных расходов у банков (в сумме 10,915 млрд. грн. ) при проведении реструктуризации по потребительским кредитам , - отмечает Генеральный директор Ассоциации « Украинский Кредитно - Банковский Союз» Галина Олифер. - При этом , доля негативно классифицированных кредитов в инвалюте , обеспеченных ипотекой , на балансах банков с 01.01.2014 по 15.05.2014 увеличилась на 4% - до 38,9 % от общего размера выданных банками кредитов в инвалюте , обеспеченных ипотекой, которые находятся на балансах банковской системы или около 14,7 млрд. грн . в денежном эквиваленте ( по данным НБУ)».
Для реальной поддержки заемщиков по валютным кредитам , которые оказались в сложной ситуации , и недопущения дестабилизации банковской системы , банкиры предлагают Нацбанку ввести другие более действенные меры , которые будут иметь эффект уже в ближайшей перспективе.
Для этого на 3 месяца ввести для заемщиков банков кредитные каникулы к разработке действенных государственных механизмов их поддержки.
Кроме того , УКБС предлагает освободить физических лиц- заемщиков от уплаты пенсионного сбора при покупке валюты для погашения кредита . Одновременно банки готовы отказаться от получения дохода при продаже таким клиентам валюты (т.е. продавать ее по специальному курсу НБУ) и просят Нацбанк урегулировать этот вопрос нормативно.
Также в УКБС обсуждалась необходимость пересмотра методики расчета и уплаты дифференцированных сборов в Фонд гарантирования вкладов физических лиц для решения проблемы недостаточности финансовых ресурсов Фонда .
Одним из возможных путей решения этого вопроса может быть распределение рисков невозврата средств не только между государством (в лице Фонда ) и стабильно работающими банками , но и вкладчиками, незавбачливо ориентируются только на высокие процентные ставки по депозитам , и банками , ведущих агрессивную и рискованную кредитную политику.
Для разработки механизма совершенствования системы гарантирования вкладов Фонд предложил создать совместную рабочую группу с участием представителей УКБС.
Кроме того , на заседании рассмотрен вопрос пересмотра Нацбанком условий предоставления рефинансирования , а также обсуждены проблемы , которые остались нерешенными с принятием Постановления НБУ от 06.05.2014 № 260 о запрете осуществления банковской деятельности на временно оккупированной территории Крыма. Это, в частности , отсутствие механизма возврата банками имеющейся кредитной задолженности , несогласования сроков и механизма прекращения корреспондентских отношений банков и т.д.
УКБС предлагает сконцентрировать все проблемные вопросы, которые возникли в результате аннексии Крыма и запрета осуществления банковской деятельности на его территории, на базе государственных санационных банков , созданных для работы с проблемными активами.
Также для минимизации рисков свертывания деятельности украинских банков на территории Крыма целесообразно использовать в Украине международный опыт работы на оккупированных территориях, например, опыт Кипра.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua