Активное обсуждение проекта закона о торговле ведется уже более двух лет. В прессе периодически возникают комментарии защитников и противников этого закона, однако, подача проекта в ВРУ и его принятие все время откладывались. Так же, как и давно ведется обсуждение, давно в таком составе не собирались вместе для дискуссии представители государственных органов, которые курируют различные вопросы, связанные с деятельностью предприятий торговли, и представители бизнеса.
На финальной бизнес-сессии 1 июля встретились: представители Министерства экономического развития и торговли Украины, Киевской городской государственной администрации, Главного управления внутренней торговли и бытового обслуживания населения КГГА, Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей и топ-менеджеры ведущих производственных и торговых компаний Украины, а также руководители профильных ассоциаций.
Закон о торговле – ограничит или стимулирует? Кого и в чем? Кого и к чему?
На сегодня, как отмечают в Министерстве и Департаменте, необходимость принятия Закона уже назрела. С одной стороны, кризис, повлиявший на покупательскую способность, обострил существующие трудности во взаимоотношениях между участниками рынка, в частности, между ритейлерами и поставщиками товаров. С другой – Украина готовится принимать гостей Чемпионата 2012 года, потому безопасность продуктов питания, уровень обслуживания и график работы торговых объектов ставят перед предприятиями торговли, центральными и местными органами власти новые задачи.
В своем выступлении Вадим Копылов, Первый Заместитель Министра экономического развития и торговли Украины, рассказал о важнейших задачах, которые могут быть решены с принятием Закона. Во-первых, государство, с помощью создания четких и понятных правил взаимодействия всех субъектов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли – должно обеспечить каждому гражданину возможность покупать необходимые товары по обоснованно низким ценам. В силу экономических условий, которые сложились на рынке, а также благодаря деятельности некоторых монополистов в ритейле, по мнению г-на Копылова, на сегодня в стране фактически отсутствуют механизмы государственного регулирования внутренней торговли. «К сожалению, это способствует тому, что около 40% розничного товарооборота находятся в тени (по предварительным подсчетам это около 600 млрд. грн. в год). Соответственно, это не только приводит к полному отсутствию налоговых платежей в госбюджет от данного вида деятельности, но и становится своеобразной платформой для формирования коррупционных процессов в сфере внутренней торговли в процессе взаимодействия ее операторов с соответствующими государственными органами. Но даже при такой ситуации, как отметил Вадим Копылов, в структуре добавочной стоимости доля торговли в Украине составляет более 15% от всего объема ВВП (в фактических ценах).
Также Замминистра отметил, что существенным недостатком законодательства в сфере внутренней торговли сегодня является отсутствие единого подхода к решению вопросов, связанных с деятельностью предприятий торговли. Среди проблем, которые в совокупности приводят к возрастанию цен на товары повседневного спроса и являются скрытыми инструментами влияния на возрастание общего уровня инфляции в стране г-н Копылов выделил: недостаточная обеспеченность качественными торговыми площадями современных форматов, неурегулированность отношений между поставщиками товаров и ритейлерами, проблемы организации торговли на рынках. В Министерстве рассчитывают, что все эти проблемы поможет решить принятие Закона о внутренней торговле.
Говоря о проблемах взаимодействия между поставщиками и ритейлерами, последние отрицают, что сейчас у крупного ритейла есть отсрочки платежей поставщикам в 80 дней или более (о которых говорят в Министерстве), аргументируя тем самым нецелесообразность приписывания сроков расчета в каких-либо законодательных актах. Говорят: «это вопрос коммерческих договоренностей, которые стороны в состоянии решить без вмешательства государства». В Департаменте, в свою очередь, подчеркивают, что пункт о сроках расчета и соответствующих санкциях за его невыполнение, который сейчас фигурирует в законопроекте, через два-три года вполне может быть устранен или отменен. Комментируя этот вопрос, Сергей Литвиненко, Директор Департамента внутренней торговли и потребительского рынка Министерства экономики Украины, отметил, что этот пункт призван стимулировать цивилизованные взаимоотношения между ритейлом и поставщиками, а никак не ограничивать их коммерческие взаимоотношения.
Вновь настоящая волна возмущений обратилась в сторону отмены (или, как минимум, пересмотра перечня социальных товаров). Подробно проблему производителей социальных товаров в рамках бизнес-сессии осветил Владимир ЧЕРЕДА, генеральный директор ПАО «Киевхлеб». В кулуарах бизнес-сессии этот вопрос активно обсуждали представители профильных ассоциаций, объединяющих ритейлеров и поставщиков. Отметим, что оптимальным решением обеспечения малоимущего населения товарами социального значения эксперты назвали давно обсуждаемое введение социальных карточек. Это, по словам представителей ассоциаций, снимет напряжение и позволит игрокам рынка эффективно взаимодействовать между собой в рамках коммерческих договоренностей. Как именно в масштабах Украины может быть реализован этот механизм, пока не известно. Однако отреагировать на сложившуюся ситуацию, урегулировать вопрос социальных товаров все же необходимо. Ведь само по себе принятие Закона без дополнительных инициатив не способствует решению проблем отрасли. К счастью, в Министерстве это понимают и, по словам представителей, готовы рассматривать конструктивные предложения от ассоциированных и частных участников рынка.
Розница в Киеве в преддверии «Евро-2012» и возможного принятия Закона
Если Закон будет принят в нынешней редакции (на что в этот раз и рассчитывают разработчики, подчеркивая, что все наиболее принципиальные для участников рынка вопросы учтены при ее составлении), на местные органы власти будут возложены новые задачи, связанные с учетом и мониторингом предприятий торговли.
Как отметил в своем выступлении Сергей Литвиненко, оборот розничной торговли в Киеве за период январь-май 2011г. составил 23,9 млрд. грн., что в расчете на душу населения составило 1710,3 грн. Для сравнения, средний по Украине показатель оборота на душу населения за этот же период равен 546,9 грн. При этом фактическая обеспеченность населения торговыми площадями (управляемыми юридическими лицами) в Киеве составляет 416,6 кв.м. на тысячу жителей, а плановый норматив – 549. Напомним, в Украине фактический показатель составляет 184,2 кв.м. при нормативном – 319 кв.м.
По итогам 2010г. в структуре предприятий розничной торговли Киева (юридические лица) количество продовольственных магазинов составляет всего 893 (при 2399 – непродовольственных). 673 и 274 составляют, соответственно, киоски и магазины на автозаправочных станциях.
Основными проблемами развития торговли на региональном уровне Сергей Литвиненко назвал:
- предоставление мест для размещения временных сооружений (МАФ-ов). На сегодня отсутствует порядок предоставления местными исполнительными органами власти разрешений на торговлю;
- не определен порядок организации торговой деятельности в части режима роботы объектов торговли;
- недостаточная эффективность организации ярмарок (в т.ч. информированность сельскохозяйственных производителей и населения) и доступа местных производителей на ярмарки;
- отсутствие эффективного планирования и размещения объектов торговли и, соответственно, недостаточная обеспеченность населения торговыми площадями;
- неполный учет объектов торговли на соответствующей территории (отчетность о розничном товарообороте);
- отсутствие порядка осуществления товарных интервенций в розничную торговую сеть и насыщенность рынка социально значимыми товарами.
«Местные власти должны нести ответственность за развитие торговли в регионах, поддерживать малый и средний бизнес в этой сфере и содействовать развитию местной торговли, например за счет ярмарок, - сказал г-н Литвиненко. – Например, по итогам июня 2011 года в Киеве прошло 55 ярмарок, на которых было продано 4,2 тыс. тонн продукции на общую сумму 73,3 млн. грн.».
Отвечая на вопросы журналистов, Вадим Копылов отметил, что в Украине важно разработать систему размещения торговых объектов, так как, например, в спальных и центральных районах Киева существует острая нехватка торговых площадей. Заместитель Министра призвал сетевых операторов торговли обратить внимание на возможное развитие магазинов в этих районах столицы, пообещав, со своей стороны, содействие в этом вопросе со стороны городских властей.
Игорь Шовкун, на момент проведения бизнес-сессии занимавший должность Начальника Главного управления внутренней торговли и бытового обслуживания населения КГГА, обратил внимание участников на вопрос работы «фан-зоны» для ЕВРО-2012, которая будет размещена на центральной улице столице. По мнению г-на Шовкуна, в законодательстве важно предусмотреть порядок осуществления торговли на Крещатике во время проведения Чемпионата.
Прогнозы развития рынка
Игорь Гарбарук, независимый эксперт отрасли, рассказал, что в 2011-2014гг. украинский розничный рынок будет расти под влиянием: изменения динамики доходов потребителей, предсказуемости курса национальной валюты, проводимых структурных реформ. И уже в 2012-2013гг., по словам эксперта, ожидается выход на структуру продаж 2008 года.
По мнению г-на Гарбарука, важным моментом в законопроекте является то, что впервые введено принципиальное, с точки зрения равенства всех субъектов предпринимательской деятельности, понятие «равнозначности ответственности» (ст.16 п.2). Говоря о «просрочке платежей» за уже реализованный товар, г-н ГАРБАРУК отметил, что для ритейлеров, входящих в топ-10 крупнейших, эта сумма может составлять десятки и даже сотни млн. грн. ежедневно. В 2009-2010гг., по словам спикера, в среде крупных ритейлеров наблюдалась общая тенденция – изменение условий сотрудничества с производителями в части введения системы штрафов за несвоевременную поставку товара или его недопоставку в оговоренном объеме.
«Скорейшее принятие закона «О внутренней торговле» будет способствовать созданию единых, прозрачных и понятных правил ведения торговли на территории Украины и минимизации основных факторов в существующей проблематике взаимоотношений «ритейлер-поставщик» с учетом возможности реализации принципа равенства прав и интересов каждого участника рынка», - сказал Игорь Гарбарук.
В рамках бизнес-сессии «сторону» украинского потребителя в своем докладе представил Вячеслав Голубовский, Директор Департамента потребительской политики Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей. Также свое экспертное мнение высказали представители бизнеса, оптимальные пути решения наиболее острых вопросов, связанных с возможным принятием закона, высказали: Оксана Дягилева, начальник управления по юридическим вопросам «МЕТРО Кеш энд Керри Украина» и Наталья Власюк, директор по маркетингу «Ясенсвіт». И это заслуживает отдельной публикации.
ЭПИЛОГ
От авторов статьи хотелось бы добавить, что вопрос равенства, упоминавшийся участниками бизнес-сессии, чрезвычайно важен, и новый закон (какие бы вопросы он не затрагивал) не может и не должен поставить одних участников рынка в положение проигравших в стратегическом плане, в принципиальных для их бизнеса вопросах. Мы считаем, что разработка того или иного законодательного акта в торговле должна проходить при участии авторитетных экспертов рынка, а также при участии реальных представителей реального большинства игроков рынка, представляющих конкретную сферу – ритейлеров или/и поставщиков. С другой стороны, пока интересы будут отстаиваться «индивидуально», пока скепсис будет преобладающей «эмоцией» участников рынка при фразе «закон о торговле», пока не соберутся ключевые представители бизнеса вместе и не разработают единые предложения, и не придут с ними дискутировать к разработчику, ждать реальных положительных результатов для своего бизнеса, наверное, не стоит. Ведь сам закон о торговле, как таковой, он, как слово «политика» – нейтрален по своей сути, не плох и не хорош (в чью-то пользу). Он призван создать единые прозрачные цивилизованные правила торговли, а не ущемить чьи-то права.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua