Представители банковского сообщества считают, что ввод этого норматива угрожает снижением прибыльности банков и искажением реального состояния формирования резервов банковской системы.
УКБС напомнил что регулятивный капитал банка состоит из основного и дополнительного капитала. В свою очередь, основной капитал включает у себя фактически оплаченный зарегистрированный/незарегистрированный уставный капитал, раскрытые резервы (дивиденды, эмиссионные разницы, резервные фонды общие резервы) и уменьшается на сумму полученных убытков (прошлых лет и проходящего года).
Альтернативным источником увеличения регулятивного капитала для соблюдения введенной Законом 3024 нормы являются привлечение банком средств на условиях субординованого долга. Однако общеизвестно, что эти деньги являются платным и дорогим ресурсом. Ведь по существу это долговые обязательства с четко определенным сроком возвращения.
Кроме этого, сумма его включения к регулятивному капиталу ежегодно уменьшается на 20 процентов от первичного размера в течение последних пяти лет действия договора и не покрывает убытки. Следует учесть, что банк дополнительно ограничен требованием, согласно которому общего размера дополнительного капитала не может быть больше 100% основного капитала, чтобы не позволял использовать такие средства при расчете регулятивного капитала в полном объеме.
Также, представители банковского сообщества отметили, что банки обычно привлекают средства на условиях субординованного долга, который приводит к ухудшению структуры регулятивного капитала. Это обусловливает искусственную капитализацию за счет увеличения долгов чем дополнительно подвергает банки внешним рискам.
Поскольку на выполнение требований Закона № 3024, банк будет привлекать более дорогой и нестабильный ресурс - субординованный долг, который является экономически нецелесообразным и негативно будет влиять на показатели прибыльности банковской системы. Ведь, увеличение доли субординованого долга в уставном капитале банковских учреждений ведет к ухудшению качеству капитала банковской системы. Да, по данным НБУ на 01.01.2011 г. собственный капитал банков составил 137,7 млрд.грн., а субординованый долг - 36,4 млрд. грн. что представляет свыше 26% собственного капитала.
УКБС заметил, что капитализация банковской системы за счет привлечения субдолгов приведет к увеличению рисков банковской деятельности. Поскольку есть случаи, когда кредиторы через судебные инстанции досрочно отзывают субординованные кредиты. Это угрожает резким и непредсказуемым ухудшением ликвидности банковского учреждения. Таким образом, искусственное увеличение регулятивного капитала за счет субкредитов неоправданно с точки зрения эффективности для деятельности банка.
Это уменьшит поступление в Государственный бюджет при уплате налога на прибыль финансовыми учреждениями. Кроме этого не удастся закрепить позитивную посткризисную тенденцию постепенного уменьшения накопленных в результате кризиса убытков и полноценного возобновления основной функции банков - кредитование национальной экономики.
Кроме того, привязка регулятивного капитала к размеру уставному и предвиденные штрафные санкции за несоблюдение указанного требования, будет вынуждать банки деформировать фактическое состояние качества кредитного портфеля, уклоняться от признания всего объема негативных активов и соответственно, избегать формирования полного объема резервов.
"Приведенные УКБС аргументы свидетельствуют о том, что отмеченная норма Закона № 3024 будет тормозить развитие банковской системы будет искажать фактическое состояние качества кредитного портфеля банков и приведет к уменьшению рентабельности и недоформирования резервам банков, - отметила Генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-банковский Союз" Галина Олифер. - Потому необходимой мерой для дальнейшего прогрессивного развития банковской системы Украины является отмена указанной нормы и ориентация на соблюдение общепринятых мировых подходов относительно установления нормативов регулирования деятельности банковских учреждений".