Согласно официальной статистике дефицит бюджета в 2009 составил 11,5% ВВП (или 105 млрд.), в 2010 году он снизился до 6% ВВП (или 64 млрд.грн.) Прогноз дефицита бюджета на 2011 год составляет 4, 5% запланированного ВВП (или 39 млрд. грн.), Но достижению поставленной цели мешать уменьшению поступлений в Государственный бюджет. Ведь, покрытие операционных рисков потребует увеличения резервирования банков, что автоматически уменьшит их прибыль, с которой уплачиваются соответствующие налоги.
Кроме того, представители банковского сообщества отметили, что в дополнительном резервировании нет необходимости. Поскольку, согласно рекомендациям Базелю-2, норматив адекватности капитала для западных банков составляет 8%.В Украине же требования к Н2 установлен на уровне 10%, таким образом 2% уже включают покрытие рыночного и операционного риска капиталом.
По анализу отчетности банков Украины (по официальным данным НБУ) чистые операционные доходы период с 2008 по 2010 гг равны 213,8 млрд грн, из которых 11 млрд. грн.(Соответственно базового подхода) нужно направить на резервы под операционный риск. Это приведет к тому, что финучреждения неэффективно использовать средства, отвлекая существенные ресурсы от кредитования реального сектора.
Также УКБС отметил необходимость учета ряда замечаний к проекту изменений в Инструкцию, в том числе в части алгоритмов расчета требований к капиталу под операционный риск.В частности, о целесообразности применения дополнительного метода для оценки операционного риска на основе передовых подходов к оценке операционного риска, рассчитывается согласно модели AMA (Advanced Measurement Approaches).
Этот подход рекомендуется Базельским Комитетом по банковскому надзору и может использоваться в деятельности отечественных банков.В частности, в финучреждениях с иностранным капиталом, использующих передовую международную практику управления операционным риском с помощью технологий, полученных от материнских организаций.
Также УКБС отметил необходимость учета ряда замечаний к проекту изменений в Инструкцию, в том числе в части алгоритмов расчета требований к капиталу под операционный риск.
УКБС отметил, что использование метода на основе передовых подходов к оценке операционного риска, позволяет уменьшить требования к капиталу, резервируемого для покрытия операционного риска. При этом будет обеспечена возможность его использования на покрытие других видов риска (кредитного, рыночного).
Представители банковского сообщества обратили внимание регулятора, Базель-2 при оценке операционных рисков учитывает опыт западных банков, но автоматический перенос этих подходов к инструкции - неадаптированным к особенностям национальной экономики, а потому преждевременным.Поскольку для внедрения в Украине европейских норм покрытие капиталом операционных рисков нужно учесть отечественную отраслевую статистику убыточности и информацию об убытках от операционного риска.
"УКБС считает, что к имплементации европейских норм в деятельность национальной банковской системы следует подходить взвешенно, применяя при этом адаптированные к особенностям национальной экономики требования относительно покрытия оперативных рисков.При таких условиях предложенные в нормативно-правовом акте регулятора изменения увеличат возможности национальной банковской системы по обеспечению как розничного, так и корпоративного кредитования, - сообщила гералнеьный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз" Галина Олифер.- Кроме того, это будет способствовать увеличению доходности отечественных финучреждений, росту поступлений в бюджет по налогу на прибыль и ликвидации бюджетного дефицита.