УКБС отметил, что на протяжении длительного срока банки работали в условиях финансово-экономического кризиса, что привело к ухудшению качества активов и уменьшения доходов. Увеличились расходы на формирование резервов под активные операции, в результате у банков образовались значительные убытки, которые, соответственно, уменьшают размер регулятивного капитала.
К тому же, по мнению представителей банковского сообщества, наблюдается тенденция к дальнейшему росту задолженности и необходимости формированию резервов к ней. Для объективной оценки формирования резервов в достаточных объемах и соблюдения экономических нормативов, банки вынуждены проводить докапитализацию. Она должна осуществляться путем увеличения уставного капитала, учитывая, что источником покрытия убытков выступает именно основной капитал.
Другой путь увеличения регулятивного капитал - привлечение субординированного долга. Но, в этом случае указанное нормой Закона 3024 соотношение остается недосягаемым для банка, поскольку заставляет его увеличивать на одинаковую сумму как уставной, так и дополнительный капиталы, для чего не существует прозрачных экономических методов.
При этом, УКБС отметил, что банки, которые не соответствуют указанному требованию Закона 3024, остаются вполне платежеспособными. Об этом свидетельствует выполнение ими обязательных экономических нормативов капитала (Н1, Н2, Н3) на уровне, значительно превышающем нормативно установленные значения.
Так, на 01.03.11г. фактическое значение норматива адекватности регулятивного капитала / платежеспособности составляло 20,29%, что более чем вдвое превышает минимальное требование, а фактическое соотношение регулятивного капитала к совокупным активам выше нормативных в 1,6 раз. Это свидетельствует о том, что размер регулятивного капитала банковской системы является достаточным для осуществления деятельности и покрытия существующих рисков.
Кроме того, эксперты Международного валютного фонда еще на стадии принятия Закона № 3024 рекомендовали Верховной Раде Украины и Национальному банку Украины отменить привязку двух абсолютных величин - регулятивного и уставного капиталов. Ведь, общепринятой в мировой практике и в рекомендациях международных организаций является ориентация на соблюдение не абсолютных, а качественных относительных показателей деятельности банковских учреждений.
"УКБС считает, что указанная в Законе 3024 норма является искусственным барьером в развитии банков, поскольку ограничивает их возможности по привлечению дополнительных средств для увеличения уставных капиталов, - отметила Генеральный директор Ассоциации Украинский Кредитно-Банковский Союз" Галина Олифер. - Эти новации экономически необоснованные и деструктивные не только для банков, но и для макроэкономической стабильности национальной экономики. Поскольку такие требования не являются залогом стабильности функционирования банковской системы. "