Анализ информационных потоков, продуцируемых компанией РА «Кредит-Рейтинг» после 15 марта, указывает на попытки дискредитации ГКЦБФР и трех рейтинговых агентств, которые продолжают работать на рынке в статусе уполномоченных. Также на инвесторов, вкладчиков и страхователей обрушился чудовищный уровень дезинформации как в форме официальных пресс-релизов, так и в форме заведомо неверно подготовленных материалов в средствах массовой информации. Основная цель таких информационных манипуляций — скрыть уровень рисков, которые сегодня связаны с покупкой услуг РА «Кредит Рейтинг», а также оказать публичное давление на регулятора, который проявил принципиальность, отозвав статус.
Пунктом 5 соответствующего Решения ГКЦБФР запрещает ООО «Кредит-Рейтинг» присвоение и обновление кредитных рейтингов, которые в соответствии с украинским законодательством считаются обязательными. Таким образом, до тех пор, пока РА «Кредит Рейтинг» не возобновит утерянный статус уполномоченного агентства, оно не сможет оказывать услуги в сфере обязательного рейтингования. Информация, распространенная РА «Кредит-Рейтинг» 17 марта в рамках пресс-релиза «Суд подтвердил правомочность статуса «Кредит-Рейтинга», касается решения суда по иску агентств РА «IBI-Рейтинг» и РА «Эксперт-Рейтинг» еще 2007 года и никак не отменяет Решение ГКЦБФР № 246 от 15.03.2011, которым отозван статус. Суд первой инстанции на иск ООО «Кредит-Рейтинг» с требованием отмены Решения ГКЦБФР № 246 никакой обеспечительной меры не применял. Таким образом, по состоянию на 21 марта 2011 года, ООО «Кредит-Рейтинг» не имеет статуса уполномоченного и находится в состоянии судебных разбирательств с регулятором.
Все три уполномоченных рейтинговых агентства осуждают неконкурентные действия ООО «Кредит-Рейтинг». Напоминаем, что расследование специальной Комиссии ГКЦБФР было предпринято после поступления в ее адрес неоднократных жалоб с рынка. Также напомним, что решение специальной Комиссии ГКЦБФР, которая проводила расследование работы ООО «Кредит-Рейтинг», было принято еще 23 февраля 2011 года. Следовательно, у руководства экс-монополиста был 21 день, чтобы исправить ситуацию и привести структуру своих акционеров в соответствии с требованиями регулятора. Вместо исполнения законных требований регулятора, наделенного полномочиями, ТОП-менеджмент этого агентства в прессе публично объявил о несостоятельности таких требований. Поэтому мы полностью поддерживаем Решение регулятора, которому по сути ничего не оставалось кроме как 15 марта проявить независимость и принципиальность, чтобы отозвать статус у участника рынка, который не только игнорировал требования регулятора, но и пытался публично вступить в дискуссию с ГКЦБФР, и это при наличии очевидных нарушений.
РА «Рюрик», РА «IBI-Рейтинг» и РА «Эксперт-Рейтинг» считают, что Решение ГКЦБФР № 246 должно послужить хорошим уроком не только для сегмента рейтинговых услуг, но и для всего финансового рынка. Еще в феврале 2010 года ГКЦБФР обеспечила де-юре демонополизацию рынка рейтинговых услуг. За год формального отсутствия монополии экс-монополист внедрил бизнес-стратегию, основанную на запугивании и дезинформации участников рынка и одновременном ведении закулисной борьбы с государственным регулятором рынка в судах. У руководства ООО «Кредит-Рейтинг» был целый год, чтобы включиться в честную конкурентную борьбу и своим поведением способствовать демонополизации рынка. Мы полагаем, что именно отсутствие взаимопонимания между регулятором и ООО «Кредит-Рейтинг» в вопросах демонополизации рынка рейтинговых услуг на фоне участившихся жалоб клиентов на несоблюдение правил и этики поведения со стороны данного рейтингового агентства привели к наличию принципиальных и жестких решений со стороны ГКЦБФР. Мы искренне надеемся, что проявленная «железная хватка» в сочетании с толерантными паузами для принятия самостоятельных «правильных решений» поднадзорными участниками рынка, как манера регулирования, будет применена и в других сегментах фондового рынка.
Все три уполномоченных агентства уверенны, что в рамках судебного разбирательства вокруг Решения ГКЦБФР № 246 от 15.03.2011 регулятор и судебные власти должны избегать формального подхода к вопросу. Обвинения со стороны ООО «Кредит-Рейтинг» в нарушении процедурных вопросов ГКЦБФР, а также концентрация внимания на спорности определения «связанное лицо» — это признак формального подхода к делу. Руководство ООО «Кредит-Рейтинг» не может публично ответить как регулятору, так и участникам рынка на главный вопрос: «Кто именно является конечным выгодоприобретателем от деятельности ООО «Кредит-Рейтинг»? Ведь как установила специальная Комиссия ГКЦБФР большая часть паев контролирующего пайщика экс-монополиста ООО «УМВБ Групп» принадлежит оффшорной компании с Британских Виргинских островов (остров «Тортола»). Именно установление конечного бенефициара и законности его существования является целью судебного разбирательства, потому как без ответа на этот вопрос невозможно установить, исполняет ли ООО «Кредит-Рейтинг» требования Положения о конкурсе № 1040, на основании которого им был получен отобранный 15.03.2011 статус, или нет.
ТОП-менеджмент РА «Рюрик», РА «IBI-Рейтинг» и РА «Эксперт-Рейтинг» был просто обескуражен, ознакомившись с результатами расследования специальной Комиссии ГКЦБФР, чудовищным потенциальным конфликтом интересов, который несет в себе структура номинальных бенефициаров ООО «Кредит-Рейтинг». В итоге все три агентства решили снова объединиться и публично выступить в поддержку госрегулятора, еще раз подчеркнув свою приверженность конкурентной модели развития рынка с понятными правилами игры и высоким уровнем транспарентности. Кроме того, мы хотим использовать данную пресс-конференцию для обращения к регулятору с просьбой ускорить принятие решения о заседании рабочей группы в составе членов Комиссии, участников финансового рынка и рейтинговых агентств, целью работы которой как раз является совершенствование вопросов рейтингования. Позволим себе еще раз напомнить, что Кредит-Рейтинг даже не счел для себя нужным войти в состав данной рабочей группы.
Справка:
РА «IBI-Рейтинг», НРА «Рюрик» и РА «Эксперт-Рейтинг» в 2010 году в результате разблокирования ГКЦБФР конкурса на получение статуса уполномоченного рейтингового агентства были признаны регулятором рынка ценных бумаг уполномоченными РА.