Харьков насчитывает 575 тыс. домохозяйств. В 2008 г не менее 20% из них имели доход, позволяющий купить квартиру в новостройке за счет собственных сбережений, рассрочки платежей или кредита.
В 2009 году – лишь 2% горожан имеют необходимые средства для покупки жилья. А это – 11 500 домохозяйств, из которых лишь пятая часть предпочитает приобрести квартиру в многоэтажной новостройке, тогда как остальные – выбирают покупку на вторичном рынке или строительство частного дома.
«Спрос может быть предъявлен лишь на 2 300 квартир в новостройках, - говорит руководитель маркетинговой службы компании Валерия Гулевская. – При средней площади квартир в 100 м.кв. платежеспособный спрос в 2009 г составляет 230 000 м.кв. Однако и он предъявлен не на все предложение, а лишь на ограниченную его часть – уже построенное и/или сданное в эксплуатацию жилье. А количество такого жилья не превышает 10% от всего предложения на рынке – то есть 60-70 тыс.м.кв. Следовательно, даже в период кризиса мы наблюдаем дефицит ликвидного предложения».
Спрос по сегментам.
Экономический кризис отразился на доходах населения, многократно снизив платежеспособность потенциальных клиентов. Наиболее уязвимым оказался сегмент эконом жилья. Несмотря на то, что цены на жилье эконом класса еще в декабре 2008 г упали на 40-45%, спрос здесь уменьшился на 90%.
Другие же сегменты рынка оказались более кризисоустойчивыми. Цены на жилье бизнес класса в гривневом эквиваленте даже выросли к концу 2009 г, а на премиум жилье снизились не больше чем на 15%. Целевая аудитория этих сегментов тоже несколько сократилась, но не настолько значительно, как в эконом сегменте.
В результате, к концу 2009 г рынок практически вернулся к своим характеристикам 2004 г., когда покупателями была узкая группа (не больше, чем 0,5-1% от всего населения) достаточно высоких социальных слоев, предъявляющая платежеспособный спрос на качественное жилье класса бизнес и премиум.
«Если в начале 2008 г, по нашим оценкам, процентное соотношение целевой аудитории эконом/бизнес/премиум классов составляло 50%/30%/20%, то в конце 2009 г – 20%/60%/20%, – отмечает В. Гулевская. – И долю эконом класса в 20% можно расценивать как остаточный спрос, который без кредитной подпитки будет лишь уменьшаться».
Справка: Служба маркетинга корпорации «Авантаж» более пяти лет проводит регулярный мониторинг рынка жилой и коммерческой недвижимости Харькова.
Инвестиционно-строительная корпорация «Авантаж» осуществляет свою деятельность в четырех направлениях: девелопмент, строительство, инвестиционная деятельность и корпоративное управление предприятиями.