По данным службы маркетинга ИСК «Авантаж» уменьшение объема предложения происходит за счет действия двух факторов.
Во-первых, часть операторов отказалась от продажи квартир в объектах, строительство которых не ведется. Ранее, притом что строительство некоторых домов было фактически заморожено, операторы продолжали вести продажи квартир в них. К концу же года многие застройщики признали наличие трудностей и отказались от реализации проектов и квартир в этих объектах.
Во-вторых, идет достаточно интенсивная продажа жилья в домах, строительство которых завершено.
Ежемесячно объем предложения на первичном рынке Харькова сокращается в среднем на 3%.
«Сжатие предложения происходит параллельно с уменьшением спроса, – отмечает руководитель службы маркетинга ИСК «Авантаж» Валерия Гулевская. – Пока еще есть выбор качественной уже построенной недвижимости, которая раскупается на сбережения, оставшиеся у граждан со времен «благополучия». И пока что «уходит» недвижимость класса эконом. Однако уже наметилась тенденция, которую мы будем наблюдать через год-полтора – ограниченный выбор квартир в новостройках, рассчитанный лишь на узкий круг платежеспособных потребителей».
По словам В. Гулевской, среди проектов, которые девелоперы отложили на период кризиса, не менее 60% – это проекты жилья эконом класса. Однако возобновление строительства этих домов в полном объеме вряд ли состоится даже при первых признаках восстановления экономики.
Тому есть причины. В портфеле проектов строительных компаний большой процент жилья эконом класса. Так как портфели разрабатывались с ориентацией на рынок 2006-2008 гг, когда был высок спрос на эконом жилье. Тогда была доступна ипотека, и уровень благосостояния населения был выше. Сегодня же эконом класс оказался наиболее уязвимым сегментом рынка, именно он потерял 90% платежеспособного спроса. Посему на объекты эконом класса в ближайшие несколько лет будет крайне низкий платежеспособный спрос. Учитывая изменения, которые сейчас происходят в составе целевой аудитории, наиболее перспективным представляется строительство жилья бизнес и премиум классов. В этих сегментах платежеспособный спрос пострадал меньше всего. По всей видимости, строительным компаниям придется пересмотреть свой портфель проектов и уменьшить количество объектов эконом класса за счет замены объектами более дорогостоящими. Поэтому, скорее всего, дома, которые начнут строить в ближайшем будущем – это будут объекты бизнес и премиум сегментов. Параметры такого жилья – большой метраж квартир, дополнительное инженерно-техническое оборудование, качественный сервис. Все это делает жилье более дорогостоящим, а значит недоступным широким кругам.
«Мы вынуждены констатировать уже практически очевидный факт, – говорит В. Гулевская. Несмотря на надежды большинства потенциальных покупателей, что кризис принесет им долгожданные «справедливые» цены на квартиры, кризис обеспечит им еще большую недоступность этих самых квартир».
Справка: Служба маркетинга корпорации «Авантаж» более пяти лет проводит регулярный мониторинг рынка жилой и коммерческой недвижимости Харькова.
Инвестиционно-строительная корпорация «Авантаж» осуществляет свою деятельность в четырех направлениях: девелопмент, строительство, инвестиционная деятельность и корпоративное управление предприятиями.