Эксперты полагают, что в сделке была больше заинтересована российская сторона, но Оборонпром не смог договориться о цене. Теперь это предприятие готовит бизнес-план создания производства вертолетных двигателей в России, чтобы заменить украинского поставщика.
О том, что ОПК Оборонпром прекратил переговоры с Мотор Сичью, в пятницу сообщил глава ОПК Денис Мантуров. "Компания Мотор Сич разместила часть своих акций на франкфуртской бирже, уменьшив пакет, о котором велись переговоры",- пояснил Мантуров. В июне в ходе частного размещения 6% Мотор Сичи приобрели западные инвестфонды за $18,7 млн, тем самым оценив общую капитализацию компании в $311,7 млн.
Сейчас почти все вертолеты, которые строятся в России, оборудованы двигателями Мотор Сич. Небольшое количество двигателей из украинских комплектующих собирает Климов (входит в РСК МиГ).
Оборонпром вел переговоры с Мотор Сичью больше года, причем прошлым летом гендиректор и основной владелец предприятия Вячеслав Богуслаев выражал намерение сотрудничать с российской стороной. Предполагалось, что Мотор Сич войдет в состав российского холдинга, который объединит производителей двигателей для боевых самолетов и вертолетов. Но в этом году Богуслаев уже отзывался о сделке скептически.
Оборонпром планирует наладить выпуск двигателей ТВ3-117 и ВК-2500, устанавливаемых на 90% вертолетов Ми и Ка, ВК-800 - для легких вертолетов типа Ансат и Ка-226, а также ВК-3000В — для тяжелых вертолетов типа Ми-38. Общую стоимость проекта господин Мантуров назвать не смог. Вложения в производство ВК-2500 и ТВ3-117 он оценил в 3 млрд руб. (около $117 млн), ВК-800 и ВК-3000В (серийно еще не выпускаются) - в $200-300 млн. Руководитель Роспрома Борис Алешин сообщил, что средства на серийное производство двигателей для вертолетов уже заложены в программе развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года.
Борис Рыбак считает, что налаживание выпуска двигателей в России - "процесс долгий и трудоемкий", и полноценного российского конкурента Мотор Сич получит не скоро. Однако эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отмечает, что около 70% комплектующих для вертолетных двигателей выпускается в России, так что нет "никаких проблем для создания производства, кроме разве что возможных политических". По мнению господина Макиенко, при нынешних объемах выпуска вертолетов (250 в 2006-2007 годах) и стоимости каждого двигателя примерно $500 тыс. проект Оборонпрома окупится в течение нескольких лет.