По его словам, "Мотор Сич" с фирмой "Ивеко" (Италия) лет десять назад создал совместное предприятие. Фирма выпускает около 440 тыс. дизелей в год. СП создает дизели для небольших грузовиков. И для харьковских предприятий дизелестроения целесообразно было бы найти такую конструкцию и такую технологию, которая соответствовала бы мировому уровню.
По словам В.Богуслаева, в ЕС введены нормы стандарта "Евро-3", а через два года планируется ввести "Евро-4". Дизели сельхозназначения, которые конструирует и производит КП "Харьковское конструкторское бюро по дизелестроению" не соответствуют "Евро-3", но это вина не конструкторов, а ученых. Сейчас для каких-то узких целей (для тракторов, сельхозмашин) уровень дизелестроения в Харькове еще соответствует современным требованиям, так как в Харькове сильная школа дизелестроения. Но когда представители компании "Ивеко" выбирали партнера в Украине, они побывали на харьковских заводах, были в других городах, где есть профильные производственные мощности, в Токмаке, Луцке и Львове, а выбрали "Мотор Сич" - с его авиационными технологиями, потому что технологический уровень сельхозмашиностроения ниже, чем в авиационной промышленности.
"Если бы я был, например, директором ОАО "Харьковский тракторный завод", я бы не в ущерб интересам экономики, интересам государства попытался привлечь инвестора, который имеет высокий конструктивный и технологический уровень для организации производства дизелей", - отметил В.Богуслаев. Нужно найти лицензию, выйти на госуровень и купить ее. Без привлечения лицензии на самый современный дизель невозможно сделать прорыв. "Это беда и в России, и у нас", - отметил В.Богуслаев.
По словам В.Богуслаева, в привлечении сторонних конструкторских бюро и их консолидации нет ничего необычного. Например, конструкторы "Ивеко" объединились в конструировании дизелей класса 200-400 л.с. с компанией "Мицубиси" (Япония), а в еще одном классе дизелей - объединились с конструкторским подразделением "Ниссан" (Япония). А общее итальянско-японское КБ находится в Швейцарии. В каждой школе дизелестроения есть решенные вопросы (поршневая группа, охлаждение или маслообеспечение), и поэтому в мире идет процесс укрупнения организаций, связанных с проектированием, чтобы выйти в дизелестроении на новый уровень. "Но это делают мировые лидеры дизелестроения, а нам нужно покупать то, что у них уже разработано", - отметил В.Богуслаев. Если не желают продавать лицензию, тоже можно найти выход, например, как это делают в Китае - нужно покупать дизели, разбирать, смотреть и копировать. Так был сделан первый украинский авиационный реактивный двигатель. Была послана госделегация во Францию, и наши представители три месяца изучали зарубежный опыт, пока не сформировалось готовое конструктивное решение. И потом методом проб и ошибок оно было доведено до нужного уровня. "Это не промышленный шпионаж. Просто специалисты могут получить зародыш идеи и потом с группой товарищей решить проблему", - отметил В.Богуслаев. Ведь принципиально нового в дизелях ничего нет, есть решения, которые позволяют улучшить, например, компрессию, увеличить КПД. Специалисту достаточно просто посмотреть, как это сделали другие, чтобы внедрить это на своем заводе, а специалисты у нас еще пока есть. Но для внедрения нужны средства и время. Например, создание СП с "Ивеко" потребовало около двух лет. И суммы в несколько десятков миллионов грн. проблемы не решат, так как чтобы купить или внедрить технологию, нужно гораздо больше средств, - отметил В.Богуслаев.
Справка "SQ". В Украине внедряется госпрограмма развития производства отечественных малолитражных дизельных двигателей и силовых и энергетических установок для агропромышленного комплекса на 2006-2007 г, утвержденная распоряжением Кабмина от 7 июня 2006 г. (№ 798). На 2008 г. планировалось выделение из госбюджета 17,1 млн.грн. на подготовку производства малолитражных дизелей, а также 3,59 млн.грн. - на разработку тракторных дизельных двигателей мощностью 80-120 л.с. В программе участвуют КП "Харьковское КБ по дизелестроению", ГП "Завод им.Малышева" (Харьков), ООО "Завод самоходных шасси", ОАО "Харьковский тракторный завод им.С.Орджоникидзе".