Вступление в ВТО будет иметь для Украины и позитивные последствия. Являясь полноправным членом этой организации, можно использовать правовые механизмы, которые ранее были недоступны. Особенно это касается предотвращения дискриминации украинских товаров на зарубежных рынках. Однако, эти возможности появятся у тех производителей, чья продукция является конкурентоспособной.
Понятие «конкурентоспособности» украинских товаров не связано с членством в ВТО напрямую.
Например, беспрецедентные льготы для автомобильной отрасли так и не позволили создать конкурентоспособный украинский автомобиль, хотя, безусловно, сохранили отрасль. Отсутствие целенаправленной политики государства в области сельскохозяйственного машиностроения привело к исчезновению украинских дизельных двигателей и комбайнов. С другой стороны, украинские металлурги демонстрируют устойчивый рост производства. Поэтому связывать проблемы экономики с членством в ВТО, по меньшей мере, некорректно.
Машиностроение – наукоемкая отрасль, которая предполагает постоянные инвестиции, как в оборудование, так и в конструкторские разработки. Для украинского машиностроения период с 1990 по 2000 был фактически «потерян». Парк оборудования практически не обновлялся, падение объемов производства, низкая оплата труда технических специалистов привела к потере самых квалифицированных кадров. Поэтому нужно признать, что основные проблемы в отрасли больше имеют внутренний характер.
Вступление в ВТО в полной мере обострит указанные вопросы. Для того, чтобы отрасль выжила, необходима интеграция в мировое разделение труда. В настоящий момент, очевидно, что украинское машиностроение в целом не способно сейчас ориентироваться на выпуск технически сложных изделий, однако изготовление комплектующих и отдельных узлов отрасли вполне по силам. При условии осуществления целенаправленных инвестиций и правильной маркетинговой политики можно рассчитывать на интеграцию в цепочку поставщиков для конечных производителей. Ни один мировой бренд сейчас не имеет полного производственного цикла своего продукта. Активно используются поставки от специализированных производств. И здесь украинские производители должны не упустить свой шанс.
Таким образом, членство в ВТО для украинских предприятий несет как потенциальные выгоды, так и потенциальные проблемы. А использование ситуации себе на пользу зависит как от отечественных производителей, так и от государственной политики в машиностроительной отрасли.
Справка:
АО «УПЭК» - одна из крупнейших в Украине компаний, специализирующаяся на машиностроительном бизнесе. Создана в 1995 году. Индустриальная группа УПЭК включает три направления деятельности:
· производство компонентов - ОАО «Харьковский подшипниковый завод» (ХАРП), ЗАО «Лозовский кузнечно-механический завод» (ЛКМЗ), ООО «Украинская литейная компания» (УЛК);
· электротехническое - ОАО «Харьковский электротехнический завод "Укрэлектромаш» (ХЭЛЗ);
· станкостроительное - ОАО «Харьковский станкостроительный завод имени С.В.Косиора» (ХарВерст).
В группу УПЭК также входят ОАО «Швейная фабрика им.Тинякова», ряд других предприятий. Валовый доход (выручка) предприятий, входящих в индустриальную группу УПЭК, в 2006 году составила около 1 млрд. грн.