Речь идет о производстве принципиально нового поколения альтернативных тепловых насосов и комбинированных климат-систем, а также холодильных машин. Эти системы не используют для режима охлаждения фреон или его аналоги, равно как не используют для режима обогрева ни ТЭНы, ни процессы сжигания какого-либо топлива. Весь холодильный и обогревательный эффект достигается исключительно за счет специального термодинамического цикла на основе обычного воздуха, выступающего в этих машинах основным и единственным рабочим телом.
Идея создания холода за счет резкого расширения воздуха впервые была реализована Нобелевским лауреатом С.П.Капицей в его знаменитом турбодетандере.
Сердцем новой техники АТТ являются высокооборотные (десятки тысяч оборотов в минуту) энергоэффективные электротурбокомпрессоры TV, связанные с полезным помещением и окружающей средой специальными тепломассообменными схемами.
АТТ Ltd создает машины и агрегаты, которые базируются на уникальном сочетании ноу-хау компании сразу в нескольких областях инженерных знаний и бурно развивающихся направлений техники:
• моделирование и оптимизация высокоэффективных турбокомпрессоров;
• применение высокооборотных высокоэффективных электродвигателей;
• расчет и проектирование бесконтактных подшипников;
• применение современных высокоэффективных теплообменных аппаратов;
• моделирование и оптимизация теплотехнических схем.
Это, с одной стороны, формирует высокие конкурентные преимущества создаваемой техники. С другой стороны, сможет обеспечить традиционные промышленные направления Индустриальной группы УПЭК — подшипниковое (ХАРП), электротехническое (ХЭЛЗ) и литейное (УЛК) новыми высокотехнологичными объектами производства — компонентами и узлами для различных агрегатов АТТ.
В настоящее время АТТ Ltd ведет разработку и создание опытных образцов в рамках трех крупных промышленных проектов:
• создание воздушных климат-систем для пассажирских вагонов железнодорожного транспорта;
• освоение серийного производства семейства бесфреоновых холодильных машин;
• промышленное производство воздушных тепловых насосов.
Конкурентные преимущества бесфреоновой холодильной техники АТТ столь разнообразны и кардинальны, что можно без преувеличения говорить о революции в «промышленном холоде»:
• принципиальное отсутствие фреона или его аналогов (хладагентов), что означает, во-первых, безупречное соответствие международным экологическим требованиям; во-вторых и в-третьих, существенное облегчение сервиса и удешевление эксплуатации;
• отсутствие масла в системе смазки подшипников, что особенно важно для пищевой промышленности;
• увеличение скорости охлаждения камеры и полезного продукта;
• возможность достижения температуры в холодильной камере ниже –50 С;
• выделение одновременно с процессом охлаждения тепла, используемого для промышленных и бытовых целей.
Опираясь на промышленный потенциал ИГ УПЭК, АТТ Ltd намерено на новой инженерной и технологической базе совершить без преувеличения технический переворот в нескольких областях промышленного холода, представив новое поколение машин АТТ вслед за Южной Кореей на рынки Израиля, России, США и других стран.
Создаваемые АТТ Ltd реверсные воздушные тепловые насосы, или, как принято называть, климат-системы, АТТ для пассажирского железнодорожного транспорта используют одно и то же устройство для кондиционирования воздуха в летнее время и для обогрева вагона — в зимнее. При этом оборудование пассажирского вагона освобождается не только от заправки фреоном, но и от котлов водяного отопления. Подавая воздух из вагона в обратный (по сравнению с холодильным) термодинамический цикл (так называемый, реверсный режим), агрегат АТТ работает как выскоэффективный тепловой насос, подающий в зимнее время подогретый в цикле воздух непосредственно в пассажирский вагон. В летнее время получаемая параллельно с охлажденным воздухом горячая вода также может быть использована в технических и санитарных целях.
Утечки фреона, известного своей высокой летучестью, являются особой проблемой в традиционных системах кондиционирования на железнодорожном транспорте из-за динамической нагруженности и высокого уровня механических вибраций. По данным Deutsche Bahn, на немецких железных дорогах утечки фреона составляют не менее 20%. В России и Украине — никак не меньше, что обусловливает значительную дополнительную экономию от применения вагонных климат-систем АТТ не только за счет отсутствия исходной заправки системы фреоном, но и в процессе эксплуатации.
Общий вес пассажирского состава при замене системы водяного отопления вагонов на климат-системы АТТ снизится на вес одного вагона! Потребление энергии в среднегодовом исчислении значительно уменьшится.
А по экологическим характеристикам машины АТТ, не содержащие фреона, систем смазки, продуктов горения, настолько превышают традиционные системы, что сравнение не имеет смысла.
Первые образцы этой техники будут представлены Укрзалізниці и РЖД для испытаний и сертификации уже в конце этого — весной следующего года.
Практически та же машина, но в стационарном исполнении, представляет собой реверсный турбокомпрессорный тепловой насос, который позволит с высокой эффективностью кондиционировать (охлаждать) и обогревать офисы, промышленные модули, жилые помещения (прежде всего, коттеджи). АТТ Ltd работает над созданием типоразмерного ряда таких климат-систем, первая из которых, для помещений объемом 400–600 куб.м., будет представлена в специально создаваемом выставочном центре УПЭК («шоу-рум») одновременно с транспортной климат-системой.
Разработки АТТ Ltd ведутся в тесном контакте с Исследовательским инженерным центром УПЭК (UPEC R&D Center of Excellence), о создании которого уже сообщалось в печати. R&D-центр УПЭК курирует также создание Электротехнического инженерного центра (на базе КБ АО «ХЭЛЗ») и Станкостроительного инженерного центра (на базе КБ АО «Харверст»).
СПРАВКА
АО «УПЭК» будет контролировать около 60% АТТ Ltd. Соответственно ЗАО «Турбо-Веста» — около 40%. В руководство компании вошли президент АО «УПЭК» А.М.Гиршфельд, президент ЗАО «Турбо-Веста» к.т.н. лауреат Госпремии Украины В.А.Петросянц и директор УПЭК по R&D д.т.н. проф. чл.-корр. ИАНУ, лауреат Госпремии Украины Э.А.Симсон.
ЗАО «Турбо-Веста» создано в 1995 г. в результате слияния двух международно признанных советских научных школ: теплотехники и тепловых двигателей (под руководством д.т.н., лауреата Госпремий СССР и Украины, заслуженного деятеля науки и техники, проф. А.Э.Симсона), а также динамики, прочности и оптимизации машин (под руководством д.т.н., лауреатов Госпремий Украины, проф. С.И.Богомолова и проф. В.Б.Гринева). Вскоре ЗАО «Турбо-Веста» становится ведущей инжиниринговой и конструкторской компанией Украины и СНГ в области турбокомпрессоров для наддува дизелей. Около 90% производимых в Украине турбокомпрессоров для наддува дизелей выпускаются по разработкам и конструкторской документации ЗАО «Турбо-Веста». Компания многократно выигрывала международные гранты и тендеры по тематике альтернативных энергосберегающих турбокомпрессорных технологий для холодильной и компрессорной техники. Крупнейшие контракты — LG Electronics (Южная Корея). Опытные промышленные партии оборудования работают в Южной Корее и США. Руководят компанией ее крупнейшие акционеры — президент компании В.А.Петросянц (40%) и председатель совета акционеров проф. Э.А.Симсон (40%).
Индустриальная группа УПЭК — одна из крупнейших в Украине компаний, специализирующихся на машиностроительном бизнесе. Создана в 1995 году. ИГ УПЭК включает три направления деятельности:
· производство компонентов для железнодорожного и автомобильного транспорта — ОАО "Харьковский подшипниковый завод" (ХАРП), ЗАО "Лозовской кузнечно-механический завод" (ЛКМЗ), ООО «Украинская литейная компания» (УЛК);
· электротехническое — "Харьковский электротехнический завод "Укрэлектромаш" (ХЭЛЗ);
· станкостроительное — ОАО "Харьковский станкостроительный завод имени С.В.Косиора" (Харверст).
В сферу управления ИГ УПЭК также входит ряд других предприятий. Консолидированный объем продаж предприятий группы в 2008 году составил 1,25 млрд грн.
Директор УПЭК по R&D докт.техн.наук, проф., чл.-корр. ИАНУ, заслуженный деятель науки и техники, лауреат Госпремии Украины Эдуард СИМСОН