Первые двигатели из запланированной серии — опытные образцы АИРЭ71А2 успешно прошли многоэтапные испытания в декабре 2011 г. согласно требованию стандарта Международной электротехнической комиссии IEC 60034-2-1.
По результатам испытаний, КПД новой разработки более чем на 10 процентов выше стандартного уровня IE1 и почти на 7 процентов выше, чем у двигателей базовой общепромышленной серии АИР. Таким образом, согласно стандарту IEC 60034-30, перейден целевой для разработки класс энергоэффективности IE3 и достигнут наивысший на сегодня класс IE4.
Серийное изготовление и сборку двигателей планируется организовать на Харьковском электротехническом заводе (ХЭЛЗ) «Укрэлектромаш» и СКБ «Укрэлектромаш» в 2012 году.
Заместитель главного конструктора СКБ «Укрэлектромаш» Сергей Дзенис акцентирует внимание на том, что уровень IE4 достигнут на асинхронном электродвигателе с короткозамкнутой клеткой ротора, тогда как авторы стандарта IEC, считали, что для достижения уровня IE4 потребуются другие технологии.
«Наши потенциальные потребители, — говорит С. Дзенис, — любые промышленные предприятия (машиностроение, пищевая, легкая промышленность и т.д.), где обычно работает не одна сотня таких двигателей. Так что применение агрегатов с повышенным КПД на 7–10 процентов позволит заводам существенно снизить энергопотребление. Экономия электричества при эксплуатации этого двигателя позволит потребителю не только окупить дополнительную стоимость (а такие двигатели обычно несколько дороже, чем двигатели со стандартной эффективностью), но и сэкономить сумму, которая может достигать двукратной стоимости энергоэффективного двигателя, а это сотни, а на более мощных двигателях — тысячи гривен экономии на каждом двигателе. Срок окупаемости дополнительной стоимости энергоэффективного двигателя зависит нескольких факторов: количества часов наработки в год, стоимости и класса электроэнергии, класса энергоэффективности двигателя (IE2, IE3 или IE4), — и в среднем составляет около 1 года (0,5–2 года).
Кроме того, есть и экологический аспект — уменьшение выбросов углекислого газа СО2. Интересно отметить тот факт, что рынок энергоэффективных двигателей в США составляет около 54 процентов всего объема рынка электродвигателей. В европейских странах — около 14 процентов и продолжается постоянный ежегодный рост.
Свободный рынок энергоэффективных двигателей стран ЕС еще до введения законодательного регулирования в течении более чем десятилетия демонстрировал стабильный ежегодный рост, а в 2008 году с началом экономического кризиса в ЕС объем рынка резко вырос. Думаю, что это является следствием детального подсчета расходов при режиме экономии и понимания конечными потребителями убытков от применения двигателей с низким коэффициентом полезного действия.
С прошлого года, 2011 года, введен в действие международный стандарт IEС 60034-30 Международной электротехнической комиссии, который регламентирует значения классов энергоэффективности и детально учитывает потери двигателей, являясь с этой точки зрения более «жестким», чем методы испытаний ГОСТ. Директива 2009/125/EC, основанная на этом стандарте, запрещает в Европе продажу двигателей со стандартной эффективностью IE1. В России похожий стандарт существует, но пока как рекомендательный уже несколько лет, и, вероятнее всего, вскоре он будет принят как обязательный. Не первый год подобные стандарты действуют и в таких странах как Новая Зеландия, Бразилия, Корея, США, Австралия и других. Думаю, и наш рынок будет восприимчив к возможности экономии электроэнергии».
Справка:
АО «Специальное конструкторское бюро электродвигателей (СКБ) «Укрэлектромаш», входящее в Индустриальную группу УПЭК, — ведущий в Украине разработчик общепромышленных и специальных электродвигателей малых и средних высот. Основано в 1963 г. Специальные электродвигатели СКБ используются в системах жизнеобеспечения морских судов, железнодорожных локомотивов, атомных электростанций — в том числе работающих в экстремальных климатических условиях. Электродвигатели СКБ «Укрэлектромаш» работают в 40 странах мира. СКБ оснащено необходимым испытательным и стендовым оборудованием, имеет собственное опытное производство. При проектировании и разработке используются современные CAD-программы, Pro/ENGINEER, комплекс расчетных программ «Спрут». Индустриальная группа УПЭК (ИГ УПЭК) — одна из крупнейших в Украине частных компаний, специализирующихся в машиностроительном бизнесе, производитель комплектующих, узлов и оборудования для железнодорожной, автомобильной, сельскохозяйственной, машиностроительной и металлургической отраслей. Потребителями продукции компании являются практически все конвейерные предприятия СНГ. ИГ УПЭК создана в 1995 году и сегодня развивается как клиентоориентированная инженерная индустриальная группа. Направления деятельности ИГ УПЭК: производство компонентов для железнодорожного и автомобильного транспорта: ПуАО «Харьковский подшипниковый завод (ХАРП), АО "Оскольский подшипниковый завод ХАРП" (ОПЗ ХАРП), ЧАО "Лозовской кузнечно-механический завод" (ЛКМЗ), ООО «Украинская литейная компания» (УЛК); электротехника: ПуАО «Харьковский электротехнический завод «Укрэлектромаш» (ХЭЛЗ), Специальное конструкторское бюро (СКБ) «Укрэлектромаш»; станкостроение: ПуАО "Харьковский станкостроительный завод «Харверст». В сферу управления ИГ УПЭК также входит ряд других предприятий. Консолидированный объем продаж предприятий Индустриальной группы УПЭК в 2010 году составил 1,58 млрд грн. (в 2009 г. — 808,3 млн грн.).
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua