УКБС отмечает , что требование законопроекта № 2365 относительно обязательного нотариального удостоверения договоров потребительского кредитования на сумму более шести минимальных зарплат (на сегодня это 6 882,0 грн.) Приведет к увеличению финансовых расходов потребителей на получение небольших по сумме займов (8,0 - 50,0 тыс. грн . ) вследствие дополнительной уплаты госпошлины и вознаграждения нотариуса , а также усложнит процедуру их выдачи. Это не только тормозить процесс кредитования , но и сделает его непривлекательным для клиентов , которые либо вообще откажутся от кредитования , или вынужденно искать способы невыполнение предложенной законопроектом требования ( например , путем оформления нескольких кредитов меньшими суммами ), не отвечать принципам прозрачности и условиям цивилизованного развития банковской деятельности.
Кроме этого , предложение о проверке нотариусом условий договора потребительского кредитования заранее недейственна . Поскольку Закон Украины « О нотариате » и Порядок совершения нотариальных нотариусами Украины ( приказ Минюста № 296/ 5 от 22.02.2013 ) не устанавливают обязанности нотариуса проверять финансовую платежеспособность заемщика для того , чтобы избежать оформления кредитов на лиц, оказавшихся в сложном финансовом положении.
УКБС , выступая за отклонение законопроекта , отмечает , что на сегодня вопросы защиты прав потребителей при заключении кредитных договоров урегулирован действующим законодательством. В частности, Законом Украины « О защите прав потребителей » , постановлением НБУ от 10.05.2007 № 168 « Об утверждении правил предоставления банками Украины информации потребителю об условиях кредитования и совокупной стоимости кредита». Контроль за деятельностью банков , в т.ч. относительно соответствия оформления кредитных договоров законодательству Украины , осуществляет Национальный банк Украины.
По мнению УКБС , не устанавливает никаких адекватных условий защиты интересов заемщиков и законопроект № 2278 , которым предусмотрено введение моратория на принудительное исполнение государственной исполнительной службой судебных решений о взыскании долга, возникшего вследствие ненадлежащего исполнения обязательств.
В проекте отсутствует механизм определения «тяжелого положения » заемщика , его « несостоятельности» выполнять договорные обязательства , а также порядок подтверждения указанных обстоятельств, фактически делает невозможным практическое применение моратория , а также создает неограниченные возможности для злоупотреблений со стороны недобросовестных должников. Ведь законопроект искусственно блокирует выполнение решений судов о принудительном взыскании задолженности по всем без исключения должников , независимо от причин, по которым у них возникла задолженность , их финансового состояния и способности погашать долги.
Эксперты УКБС отмечают , что действующим законодательством уже предусмотрена возможность в каждом отдельном случае защитить интересы заемщика (с учетом объективных обстоятельств и его финансового состояния) . В частности , статьей 551 Гражданского кодекса Украины предусмотрена возможность уменьшения размера неустойки , а статьей 373 Гражданского процессуального кодекса Украины - отсрочки и рассрочки исполнения судебного решения.
Также УКБС выступает за отклонение Верховной Радой законопроекта № 2574 , запрещающий судам налагать арест на имущество , переданное в залог физическим лицом - заемщиком , в случае обжалования действительности кредитного договора.
Указанная инициатива противоречит действующему законодательству Украины и создает существенный дисбаланс между правами и обязанностями сторон в договорных отношениях , возникающих в процессе потребления финансовых услуг. Ее принятие повлечет удорожание займов вследствие роста кредитных рисков банков , фактическую необеспеченность кредитов , предоставленных физлицам под залог и необходимость поиска средств или иного имущества должника , за счет которых можно взыскать задолженность.
УКБС отмечает , что действующая норма ст . 1057-1 ГКУ относительно ареста залога ( в случае признания недействительным кредитного договора или договора залога / ипотеки) до момента исполнения должником своих обязательств по возврату кредита и процентов за пользование им , вполне справедлива и направленной на обеспечение интересов кредиторов ( залогодержателей ) и вкладчиков банков , право которых на возврат принадлежащих им средств не может быть поставлено под сомнение.
Необходимость отклонения указанного проекта разделяет и профильный Комитет ВРУ по вопросам правовой политики , в заключении которого указано, что законопроект нарушает закрепленные в Конституции Украины основные принципы судопроизводства относительно равенства всех участников судебного процесса перед законом и судом . В случае установления особых правовых последствий отдельных видов недействительных сделок такие последствия должны быть едиными для всех участников гражданских правоотношений.
«Усиление прав потребителя , прежде всего , должно происходить путем повышения уровня его финансовой грамотности , формирование ответственного поведения в финансовых вопросах и осознание , что его права сопровождаются определенными обязанностями , - отмечает Генеральный директор Ассоциации « Украинский Кредитно - Банковский Союз "Галина Олифер . - Сознательное использование потребителем продуктов, предлагаемых банками , обеспечит эффективный и прозрачный развитие финансового рынка и доверие населения к нему. О положительных тенденциях на рынке свидетельствует, в частности , дальнейшее увеличение остатков по привлеченным банками депозитам , общий объем которых ( по данным НБУ на 01.10.2013 ) увеличился на 12,8 млрд. грн . , Или на 2,0 % (с начала года - на 13,0 % ) , - до 641,7 млрд. грн . , в т.ч. в гривне на 2,7 % (с т.г. - на 22,7 % ) , в инвалюте - на 1,0 % (с т.г. - на 0,6 % ) . Средства на депозитах физлиц за сентябрь выросли на 1,5 % (с т.г. - на 16,2 % ) - до 425,1 млрд. грн .
В УКБС суммирующих что деструктивные методы « поддержки» граждан и популистские намерения перечеркнут эту позитивную тенденцию и пополнят законодательную базу неэффективными и недейственными нормами, обернется негативными последствиями для всего общества.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua