Организатором конференции выступил проект «АПК-Информ: овощи и фрукты», соорганизатор – Украинская ассоциация производителей картофеля. Генеральный медиа-партнер события – журнал «Овощи и фрукты». Генеральный новостной партнер – «Интерфакс-Украина».
Программа события была составлена таким образом, чтобы максимально охватить все сегменты рынка картофеля и овощей «борщового набора», рассмотреть основные достижения и ошибки украинских фермеров в уходящем сезоне-2014/15, а также определить наиболее вероятные варианты развития сектора овощей и картофеля в новом сезоне.
Подводя итоги уходящего сезона, Сергей Рыбалко, вице-президент Украинской ассоциации производителей картофеля, отметил, что этот сезон был весьма нестандартным и непохожим на предыдущие. В 2014 году Украине удалось экспортировать рекордный объем картофеля. При этом эксперт подчеркнул, что, несмотря на эмбарго, Россия остается основным рынком сбыта этой продукции.
«Запрет на поставки картофеля из Украины в Россию в текущем сезоне носил скорее формальный характер. По официальным данным, в 2014 году Украина экспортировала порядка 16 тыс. тонн картофеля, хотя, по данным УАПК, фактический объем поставок картофеля из Украины составил около 40 тыс. тонн, - заявил С. Рыбалко. - Необходимо отметить, что, основной экспортный объем был реализован как раз на рынке РФ путем реэкспорта через Крым и Беларусь. В 2015 году украинский картофель также активно отгружается на российский рынок через Крым: по неофициальным данным, только за первые два месяца текущего года Украина отгрузила в Крым около 18 тыс. тонн этой продукции».
При этом эксперт отмечает, что увеличить объемы поставок картофеля до рекордного уровня в 2014 году Украине удалось за счет высокого спроса на продукцию со стороны Азербайджана и Грузии, причем Грузия в дальнейшем реэкспортировала украинский картофель в другие восточные страны, такие как, например, Турция.
В то же время участники конференции сошлись во мнении, что о более масштабном выходе украинского картофеля на внешний рынок говорить пока еще слишком рано. Основной проблемой украинского картофеля остается его невысокое качество, поскольку большинство коммерческих производителей не прикладывают каких-либо усилий для выхода на внешний рынок и ориентируются исключительно на продажи внутри страны. В то же время на внутреннем рынке коммерческому производителю приходится конкурировать с частниками, на долю которых приходится 95% производства картофеля в стране.
«Эти хозяйства не находятся в правовом поле и не платят налогов, не придерживаются фитосанитарных норм, - подчеркивает эксперт. - Как следствие, нечестная конкуренция с профессиональными хозяйствами. При этом, к сожалению, последние зачастую оказываются в проигрыше».
По мнению Александра Синенко, президента Украинской ассоциации производителей картофеля, оптимальным вариантом в сложившейся ситуации для украинских фермеров является перенять опыт европейских картофелеводов. Так, по его словам, в ЕС все производители, выращивающие картофель на площади более 1 га, приравниваются к мелким предпринимателям или фермерам и, соответственно, вынуждены платить налоги и придерживаться фитосанитарных требований.
Еще одной проблемой, препятствующей успешному выходу украинских фермеров на международный рынок овощей и картофеля, является отсутствие экспортной стратегии и эффективной системы управления бизнесом. Такое мнение в ходе своего выступления озвучил Евгений Шоботенко, начальник отдела продаж «Грин Тим».
«Украинским производителям зачастую не хватает достоверной информации о потенциальном рынке сбыта, - продолжает Е. Шоботенко. - Также необходимо отметить, что в последнее время все чаще появляются компании, которые хотят заработать на экспорте овощей, но при этом абсолютно не владеют конъюнктурой рынка, не придерживаются его основных принципов. Это отрицательно сказывается на имидже страны, на международном рынке в целом и усложняет работу профессиональным экспортерам».
Также, по мнению специалиста, стабильному экспорту овощей и картофеля из Украины сильно мешает неопределенный статус страны на международном рынке из-за постоянно меняющихся объемов производства.
«Иностранные компании могут не воспринимать Украину как серьезного и, главное, постоянного бизнес-партнера из-за весьма неопределенного статуса страны на внешнем рынке, - подчеркивает Е.Шоботенко. – Из года в год Украина то массово экспортирует овощи и картофель во все возможные направления, то, напротив, резко наращивает импорт этой продукции, как это было в прошлом сезоне, когда Украина закупала лук даже в России».
На внутреннем рынке в структуре реализации овощей борщового набора и картофеля продолжает увеличиваться доля розничных сетей. Однако, как отметил в своей презентации Евгений Кузин, руководитель отдела ВЭД проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты», качество предлагаемой в украинских супермаркетах продукции по-прежнему оставляет желать лучшего.
В текущем году доля доработанной продукции (мытой, фасованной, упакованной и брендированной) в сегменте овощей борщового набора и картофеля в сетях заметно снизилась, - отмечает Е. Кузин. - При этом в отличие от предыдущего года предложение органической продукции в украинских супермаркетах практически отсутствует».
Особый интерес участников конференции вызвал мастер-класс по производству картофеля в Украине от ведущего международного эксперта Виллема Намменсма (Нидерланды), который руководил технологическими процессами в самом крупном картофельном хозяйстве Украины. В рамках своей презентации эксперт рассмотрел ключевые вопросы сектора, как то различные подходы к началу проектов по выращиванию картофеля в Украине, оптимальное использование агрохимии на примере ведущих европейских хозяйств и т.д.
«Есть большая разница в эффективности работы в Голландии и в Украине, - говорит эксперт, - основная проблема заключается в том, что в Украине картофель выращивается в основном в мелких хозяйствах, при небольшом использовании удобрений и СЗР. А, как говорят, голландцы, когда мало вкладываешь – мало получаешь».
В частности, по данным В.Намменсма, в прошлом году в Украине средняя урожайность картофеля в Украине составляла около 16 т/га, тогда как в Голландии этот показатель превышал 50 т/га.
«Основной принцип достижения высоких показателей при выращивании картофеля заключается в правильном подходе к производству, - подчеркивает эксперт. - Это означает, что в процессе необходимо учитывать все детали, начиная от анализа почвы, подбора семенного материала и проч.».
Относительно прогнозов на сезон-2015/16 эксперты полагают, что украинским фермерам стоит готовиться к очередным испытаниям, учитывая политическую и экономическую нестабильность, военные действия на востоке страны, а также резкое подорожание семян, СЗР и удобрений из-за стремительной девальвации гривни.
«Уже сейчас мы можем сказать, что сокращение площадей и производства ожидается по всем овощам борщового набора и картофелю, - говорит Татьяна Гетьман, руководитель проекта «АПК-Информ: овощи и фрукты». - Исходя из нашего мониторинга, многие фермеры настроены весьма пессимистично, а некоторые и вовсе планируют отказаться от производства».
Однако при этом эксперт подчеркивает, что девальвация гривни по отношению к доллару и евро сыграла на руку украинским фермерам в этом году, поскольку послужила своеобразной защитой внутреннего рынка от импорта и открыла дополнительные возможности для экспорта.
Команда «АПК-Информ: овощи и фрукты» сердечно благодарит участников конференции, которые в столь непростое время нашли возможность посетить мероприятие. Желаем, чтобы в новом сезоне сбывались только позитивные прогнозы и надеемся на встречу через год!
КОММЕНТАРИИ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Николай Гордийчук, директор «Агрико-Украина»:
- Исходя из масштабов конференции, выбор места проведения совместно с выставками «Хранилища для фруктов, овощей и ягод» и «Промышленный холод» был правильным решением. Люди получили возможность не только послушать доклады и пообщаться с участниками конференции, но и посетить выставки. Более всего понравились доклады Евгения Шоботенко («Грин Тим») и Виллема Намменсма, который вел проект самого крупного картофельного хозяйства Украины. Немаловажно, что организаторы приглашают практиков своего дела, которые имеют значительный реальный опыт в своей сфере. Из негативных моментов могу отметить нерадостную ситуацию на рынке, которая, естественно, не могла не сказаться на количестве участников, т.к. люди либо выходят из бизнеса, либо стараются на всем экономить.
Николай Ратушенко, СФГ Ратушненко Н.И., производители картофеля и лука:
- Уже не первый год участвую в ваших мероприятиях, и хочется сказать, что с каждым годом все больше практиков среди докладчиков, и это очень хорошо. Теоретики, как правило, могут рассказать только "как оно должно быть", а практики, имея собственный опыт, подскажут, как не надо делать, и с какими реальными проблемами можно столкнуться в процессе производства картофеля.
Леся Пасевич, ООО "Агро Л В Лимитед", производители картофеля:
- В целом, мероприятие очень понравилось. Отрадно, что большинство докладчиков имеют достаточный практический опыт, они как никто могут рассказать, с чем производители могут реально столкнуться в процессе производства, хранения и дальнейшей реализации продукции.
Особых замечаний по месту проведения нет. Однако все же хотелось бы отметить, что мероприятие сильно растянуто по времени. С другой стороны, это дополнительная возможность для производителей больше пообщаться друг с другом, обменяться опытом.
Евгений Шоботенко, начальник отдела продаж ООО "Грин Тим":
- Проведение конференции вместе с выставками «Хранилища для фруктов, овощей и ягод» и «Промышленный холод» было, в принципе, неплохой идеей. Тем не менее, внимание некоторых делегатов все же рассеивалось между конференцией и выставками.
В принципе, если судить по последним посещенным мной событиям, данная конференция характеризовалась наиболее оживленной и активной дискуссией между спикерами и участниками. Что касается программы события, то в ней были учтены практически все моменты, важные для понимания итогов и перспектив довольно тяжелого сезона в Украине.
Оксана Руженкова, журнал "Плантатор":
- В этом году коллектив проекта "АПК-Информ: овощи и фрукты" подошел очень ответственно к подготовке мероприятия. Я знаю, что Татьяна Гетьман активно посещала и смежные конференции других компаний, и «Дни поля», тем самым получая информацию из первых рук, и общаясь напрямую с производителями, и привлекая участников на свое мероприятие.
Однако, к сожалению, было уделено мало времени тому, как выжить украинскому производителю в этот нелегкий год, ведь многие и семенные компании, и поставщики средств защиты растений готовы продавать производителям свою продукцию на более выгодных условиях, чем посредством кредитования в банках.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua