Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедры издательского дела и редактирования Института журналистики КНУ им. Тараса Шевченко Николай Тымошик считает: «Проведенный конкурс чрезвычайно важен, ведь он позволяет украинской молодежи лучше познать самих себя, а еще – объективно взглянуть на историю Украины. Такие мероприятия помогают возобновить процесс становления государства, а кому, как не молодежи, этим заниматься. Проект способствует более глубокому пониманию национальных ценностей. Необходимо пропагандировать украинское в Украине на политическом уровне. Также нужно проводить больше негосударственных проукраинских мероприятий, примером которых и является этот конкурс».
Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедры украинского языка Института филологии КНУ им. Тараса Шевченко Анатолий Мойсиенко отмечает: «Значение таких проектов не вызывает сомнения, но оно может быть еще больше, при условии распространения информации о конкурсе в сети многочисленных масс-медийных средств. По моему мнению, сегодня нужно думать уже о будущем поколении молодежи, которому не будут «скучными» национальная история, национальные светочи, поскольку воспитание национально сознательной личности должно начинаться с раннего детства».
Доктор исторических наук, профессор, заведующий отдела в Институте археографии и источниковедения им. М. Грушевского Виктор Брехуненко обращает внимание на то, что: „Конкурс будет способствовать развенчанию стереотипов, навеянных имперской пропагандой, в восприятии молодежью нашего прошлого. В русле таких проектов – создание качественных художественных фильмов для популяризации исторических личностей, ликвидация номеров школ с одновременным им присвоением имен выдающихся украинцев, переименование улиц, подача украинских героев в прессе как живых людей, а не как «лакованных» образов».
Кандидат политических наук, политолог, журналист, директор «Молодого радио» Станислав Шумлянский акцентирует на том, что: «Мы на самом деле очень мало знаем о своих предшественниках, которые были чем-то известны или интересны. А тех, кого знаем, заканонизировали так, что они становятся неинтересными. Не хочется, чтобы нашу историю воспринимали так «елейно», как это было в советские времена и как навязывает кое-кто из «профессиональных украинцев» сейчас. Среди украинцев (в широком понимании – и географически, и этнически, и как угодно) были и есть не только «борцы за светлое будущее народа» и поэты с писателями, как их подают в учебниках. Были и разбойники, и изобретатели, и гениальные дипломаты. Возможно, мы большинства из них не знаем именно потому, что талантливых, известных и чем-то выдающихся людей у нас было чересчур много – и многие потерялись. Нужно сделать более интересными учебники, проводить для учителей встречи с теми, кто пишет об известных личностях нестандартно. Но главное – появление интересных (нестандартных и «незанудных») работ. Больше интересных (и при этом не дилетантско-бульварных) статей в газетах и журналах. В принципе, это уже делается».
Главный редактор сайта Publicity, историк, PR-специалист Руслана Плис отметила: «Проведенный конкурс – это социальный проект, который направлен на молодежь. Его значение в том, чтобы обратить внимание студентов на украинскую историю, при чем формат конкурса побуждал отразить информацию о деятелях истории интересно и легко для восприятия – в форме литературно-биографического эссе. По собственному опыту знаю, какое значение имеет стиль подачи информации. Вот, например, Иван Франко изображался в советский период как „великий Каменяр”, борец за классовую справедливость и тому подобное. И ничего, кроме „лупайте сю скалу”, в детской голове особенно не оставалось. А прочитайте произведения Романа Горака („Тричі мені являлася любов” и другие) – и Вы увидите другого Франко – лирического и впечатлительного. Поэтому так важно, чтобы в исторических личностях, особенно тех, которые уже стали «иконами», мы видели прежде всего людей с их переживаниями, надеждами, судьбами… Нужно рассказывать о них, по возможности, в современном формате, отказываться от шаблонных справок, а подавать информацию «живым языком», стараться проводить параллели с сегодняшним днем (и таких параллелей, кстати, много). Тогда эти люди перестают быть чем-то «древним», становятся более близкими».
Главный редактор информационно-развлекательного портала «Моє місто» Тарас Фасоля считает: «Сегодня понятие «выдающаяся личность» усилиями власти и СМИ размыто между очередными «поющими трусами», директором птицефабрики и председателем новой, 145-ой партии Добра, Счастья и Достатка. Надеюсь, благодаря конкурсу сквозь этот информационный «отстойник» пробьются истории о на самом деле великих украинцах. Но патриотизм не заменит профессионализма. Нужно интересно, просто, доступно и без пафоса рассказывать об истории – через Интернет, кино, телевидение, радио, литературу. Исторические произведения и передачи страдают однобокостью и преувеличениями с частыми примесями фальсификации. Народ реагирует соответственно – иронией. С однобокости и лакирования истории хорошо кормятся различные копрофаги. Достаточно сказать правду (пусть и неприятную), чтобы избежать многочисленной неприятной лжи».
«Социальное, просветительское и общественное значение конкурса очень существенное, поскольку заурядный украинец, к большому сожалению, знаком с деятелями как истории, так и современности, довольно поверхностно. А в такой ситуации создаются стереотипы, мифы, которые очень вредны, потому что извращают историческое сознание народа. Поэтому необходимо точное историческое знание, которому конкурс, без сомнения, будет способствовать. Нужны талантливые научно-популярные и художественные издания, особенно кино- и телефильмы. Ведь «мыльные сериалы у нас смотрят миллионы зрителей, а сериалы о жизни Мазепы, Шевченко, Полуботка, Байды-Вишневецкого, если бы были сняты талантливо и ярко, повлияли бы на общественное мнение. Но не хватает четкой государственной политики – ее нет вот уже 18 лет, со времени становления независимости Украины», - поделился своими мыслями Игорь Сюндюков, соведущий страницы газеты «День» «История и «Я» и рубрики «Украина Incognita».
Справка о компании:
Конкурс на лучшее студенческое эссе «Украинцы: великие, известные и неизвестные» проводился с 1 ноября 2009 года по 1 марта 2010 года. В нем приняли участие 35 студентов из 11 областей Украины. Информационный сайт www.publicity работает в Интернет-пространстве больше 6 лет, освещает актуальные вопросы, тенденции, события и новости на стыке связей с общественностью и ключевых сфер деятельности: бизнес, политика, культура, медиа, маркетинг, менеджмент.