По словам А.Фельдмана, предприятие является зависимым от субвенций и финансовой поддержки Министерства транспорта, а экономика города является неэффективной, то есть неустойчивой, зависимой от займов и субвенций, не имеющей надежных самостоятельных доходов. "Во-вторых, в 2012 г. Украина и Харьков будут принимать ЕВРО-2012. Под этот проект будут выделяться солидные бюджетные инвестиции из центра, кроме того, будут финансироваться государственные транспортные программы. У города не хватит денег даже на самостоятельную достройку уже заложенных новых станций", - говорится в сообщении пресс-службы.
По словам А.Фельдмана, кроме повышения стоимости проезда, у города нет на сегодняшний день других возможностей улучшить финансирование метро. Как заявил нардеп, есть опасения, что метрополитен под давлением городской власти примет решения об отказе от многих объектов недвижимости, имущественный комплекс метрополитена может быть раздроблен и частично приватизирован. "Сначала нужно снять все "минусы", а только потом думать о передаче метрополитена городу. Такие решения не должны приниматься кулуарно. Нельзя принимать важные общегородские решения только для того, чтобы мэрия могла ставить лояльных к себе руководителей и делать сегодня с предприятием все, что ей захочется", - подчеркнул А.Фельдман.
Справка "SQ". Вопрос о предоставлении предварительного согласия на принятие в коммунальную собственность города ГП "Харьковский метрополитен" планируется рассмотреть на сессии Харьковского горсовета (состоится 27 февраля). По словам директора Департамента транспорта и связи Харьковского горсовета Евгения Водовозова, процедура передачи завершится, скорее всего, в 2009 г., поскольку необходимо получить предварительное согласие в Министерстве транспорта и связи Украины, Министерстве финансов, Министерстве экономики, а также решение Кабинета министров.
Ранее харьковский городской голова Михаил Добкин заявил, что намерен инициировать передачу Харьковского метрополитена в собственность территориальной громады Харькова. По его словам, в случае перехода метрополитена в коммунальную собственность, государство все равно должно помогать метро компенсировать убытки, связанные с льготным проездом пассажиров, финансировать не менее 30% расходов, а при строительстве новых станций инвестиции государства должны составлять 35-50% необходимых средств. Если метро будет принадлежать городу, для продолжения строительства можно будет использовать займы или привлекать инвесторов. Кроме того, городские власти имели бы возможность использовать деньги от размещения в метро рекламы. По его словам, собственники предприятия находятся в Киеве, и до проблем харьковчан им очень далеко. "Ни строительство метрополитена, ни сам метрополитен никому, кроме Харькова, не нужны. Было бы гораздо правильнее передать метро в коммунальную собственность, чтобы мы могли четко знать, какие средства на содержание и развитие метро нам нужно закладывать в городской бюджет ", - подчеркнул М.Добкин. По словам мэра, при передаче метрополитена в коммунальную собственность городские власти будут предлагать такую схему финансирования, при которой половина денег на содержание и развитие метрополитена будет выделяться из городского бюджета, а половина – из государственного.
Министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский поддержал идею властей Харькова о передаче харьковского метрополитена в коммунальную собственность города. Об этом он заявил 24 января в Киеве, в ходе встречи с М.Добкиным. По словам министра, эффективнее управлять харьковским метрополитеном не из Киева, а из Харькова.
Харьковский метрополитен действует с 23 августа 1975 г. и включает 3 линии (28 станций). Протяженность Холодногорско-заводской линии - 17,3 км, Салтовской - 10,4 км, Алексеевской - 8 км. Строительство Алексеевской линии было начато в 1984 г. Первые ее 5 станций были введены в эксплуатацию в 1995 г., еще 2 - в 2004 г. Согласно проекту, длина линии должна составить 15,6 км, на ней будет расположено 11 станций. Подвижной состав насчитывает 321 вагон. В среднем в сутки метро перевозит около 800 тыс. пассажиров.