Рекламисты не разглашают точные суммы долга, ссылаясь на коммерческую тайну, и рассчитывая, судя по всему, на скорое удовлетворение своих претензий. Однако, по словам представителя одной из пострадавших компаний, пожелавшего остаться неназванным, «суммарная задолженность «Телесистем» за проведенную рекламную кампанию во всех медиа составляет $2,5-3 млн». Только за размещение наружной рекламы, по информации издания, компания задолжала $700-800 тыс. Учитывая общий объем рынка ATL-рекламы, составивший в прошлом году, по данным компании Cortex, $1,07 млрд, сумма отнюдь не выглядит пустяковой.
Одной из основных причин возникновения подобных ситуаций, по мнению директора РА «АИТИ» Александра Гороховского, является высокая конкуренция между медиа-агентствами. «Она способствует тому, что многие, особенно небольшие игроки рынка, желая заполучить крупного рекламодателя, соглашаются работать на условиях постоплаты»,- считает он. Большинство РА начинают работать до получения денег по многим причинам. Однако «как правило, именно крупные компании-рекламодатели позволяют себе говорить, что они не заплатят, ссылаясь на то, что проведенная рекламная кампания не достигла необходимых результатов»,- говорит Татьяна Василенко, генеральный директор группы Provid.
Рекламисты в один голос утверждают, что проблема задержки расчетов за предоставленные услуги начала носить системный характер. По оценкам генерального директора Publicis Groupe Ukraine Олега Попенко, минимум 5% рекламного рынка можно в целом назвать проблемными относительно оплаты. По-настоящему проблемные средства, когда речь идет не о задержке, а об откровенном уклонении от оплаты, составляют не более 1% рекламного рынка. «Казалось бы, небольшая сумма, но для рекламных агентств она является критичной, ведь они работают на 2-5%-ной комиссии от общего бюджета рекламной кампании. Если агентство получает 2% от стоимости кампании, а 1% рекламодателей вообще уклоняются от оплаты, это означает, что агентство недополучает порядка 50% своего законного заработка. А в случае с «Телесистемами», когда сумма долга составляет миллионы долларов, такая ситуация может поставить агентство перед угрозой банкротства»,- считает г-н Попенко.
Все это привело к тому, что причастные к рекламному бизнесу отраслевые общественные организации вчера решили создать специальную комиссию, в состав которой войдут все руководители общественных организаций. Любой член данных организаций сможет обратиться к комиссии в случае неоплаты рекламодателем предоставленных услуг. Этот шаг носит скорее превентивный характер. Стороны, причастные к конфликту, уверены в его положительном разрешении. «Это не те деньги, особенно учитывая стоимость активов компании, ради которых «Телесистемы» будут настраивать против себя рекламистов»,- считает Константин Головинский, директор по связям с общественностью группы компаний BigBoard. «Однако работа по созданию черного списка недобросовестных рекламодателей уже ведется»,- отмечает Артем Биденко, глава координационного совета Ассоциации наружной рекламы.