Пошуковий портал КОМПАСС » Новини українських компаній » Послуги » 2008 » Жовтень » 17 » В Украине до сих пор отсутствуют Устав службы и Устав о дисциплине в морском транспорте

Розміщення новин компаній

В Украине до сих пор отсутствуют Устав службы и Устав о дисциплине в морском транспорте

16 октября 2008 года Государственная Дума Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта. По сравнению с нормами Трудового Кодекса (ТК) РФ для работников морского транспорта проект закона предлагает ввести дополнительные дисциплинарные взыскания и поощрения.

Устав о дисциплине работников вместе с Уставом службы и Положением о званиях лиц командного состава судов Министерства морского флота (ММФ) СССР составляли основу регулирования морских трудовых отношений в Советском Союзе. Обобществлённые средства производства требовали отдельного порядка регулирования трудовых правоотношений. Само название — «Устав службы», пожалуй, лучше всего описывает характер тех трудовых отношений. Труд в СССР хоть и декларировался свободным, но не был только лишь частным делом гражданина.

Сегодня социалистическая основа экономики — народная собственность на средства производства — ликвидирована. В капиталистической системе бывшие социалистические народные предприятия сначала стали государственными, а теперь частично приватизированы. Что касается морского транспорта, то ликвидация крупнейших социалистических пароходств, таких как, к примеру, Балтийское морское пароходство, внесла кардинальные изменения в рынок морского труда, освободив его и сделав частным делом. Сегодня гарантий трудоустройства для российских моряков со стороны государства не существует, и многие трудятся на судах, которые плавают не под флагом РФ. Да и число судов под российским триколором сейчас значительно меньше, чем хотелось бы руководству Российской Федерации (предпринимаются шаги по привлечению морского тоннажа под российский флаг путём развития Международного реестра судов РФ). В связи с этим возникает вопрос: какой смысл вкладывается в современной России в Устав о дисциплине работников морского транспорта? Зачем государству сегодня вмешиваться во взаимоотношения частных лиц (работодателя и работника)?

Допустим, это делается для того, чтобы защитить интересы работника. Но для этого уже есть ТК РФ. Тем более что содержание норм нового законопроекта — о дополнительных обязанностях, новых дисциплинарных взысканиях — свидетельствует скорее об обратном.

Может быть этот законопроект направлен на защиту интересов работодателя? Опять же, «правила игры» уже прописаны в ТК РФ. К тому же пока ещё действует Устав о дисциплине работников морского транспорта, утверждённый постановлением Правительства РФ в 2000 году. То есть ничего нового для работодателя в предлагаемом законопроекте нет.

Возможен ещё вариант, что новый законопроект направлен на обеспечение интересов государства. Кстати, именно этот резон и указан в пояснительной записке к проекту закона. Якобы принятие этого закона позволит обеспечить бесперебойную работу морского транспорта, безопасность мореплавания и защиту окружающей среды. Однако большинство судов, заходящих в российские порты, — иностранные, то есть плавают не под флагом РФ. Поэтому, новый закон на них распространяться не будет и о «бесперебойности работы» в этом случае можно говорить с весьма большой натяжкой.

Так какой же смысл сегодня в существовании Устава о дисциплине работников морского транспорта? Возможно, принятие этого закона служит задаче повышения безопасности мореплавания. Всем памятны прошлогодние аварии в Керченском проливе, высветившие громадные провалы в системе обеспечения безопасности мореплавания. Система управления в Российской Федерации построена так, что «привести в чувство» работников различных морских инспекций иначе как Уставом не получается. Только на основании закона контролирующий начальник сможет отстранить от выполнения своих обязанностей недобросовестного работника морского транспорта.

Но вполне вероятно, что авторы законопроекта исходили совсем из других соображений. После прочтения текста законодательной мысли остаётся впечатление, что в РФ воссоздаётся советская система принудительного труда. И не свидетельствует ли такой законопроект о намерении в будущем обобществить и средства производства, иными словами, национализировать морские транспортные предприятия в России?

В этой связи интересно будет также отметить, что в РФ из триединой основы регулирования морского труда СССР остались только Устав службы и Устав о дисциплине. Положение о званиях лиц командного состава судов ММФ отменено. В Украине же ситуация зеркально противоположная. Положение о званиях лиц командного состава существует (и даже было в 2005 году обновлено), а вот ни Устава службы, ни Устава о дисциплине уже нет.

Сергей Горчаков, вице-президент Коллегии юристов морского права


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua
Служба новин компанії КОМПАСС Україна | Прочитано: 2685 |
Довідник підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Тільки достовірна інформація!
Бази даних підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Електронні та онлайн довідники!

Останні новини компаній по темі

Всі новини компаній ...
Сайт управляється системою uCoz