Многие фармацевты сейчас озабочены вопросом, где можно хорошо зарабатывать, кроме аптеки? Как показывает история – везде! И везде им гарантирован успех, если провизоры не будут забывать основных правил фармацевтики.
Аптечное детство и семейный бизнес
Жорж Борман родился в семье обрусевших немцев. Его отец – известный петербургский фармацевт Николай Борман – имел небольшую сеть из нескольких весьма крупных аптек. Детство его единственного сына проходило среди мензурок, таблеток и пациентов – папины лекарства отличались высоким качеством и пользовались спросом. В юные годы Жорж, он же Григорий, активно помогал отцу вести аптекарский бизнес. Поэтому, когда пришел момент выбора профессии, Григорий поступил на естественное отделение Санкт-Петербургского университета. Парень отлично учился и ни у кого, в том числе и у него, не возникало сомнений, что будущее семейного бизнеса в надежных руках.
В жизни всегда есть место случайности
Но в дело, как этот часто бывает, вмешался случай. В годы студенчества Григорий Борман интереса ради подрабатывал продавцом в кондитерском магазине. Ему было интересно наблюдать, как делаются сладости и… проводить параллели с производством таблеток, капель и мазей. Вы думаете, их немного? Вот и Григорию так казалось, поэтому он с присущей ему серьезностью изучал альтернативное производство. Владельцев лавки, бездетную пожилую пару, этот серьезный подход и заинтересованность продавца сладостей настолько тронули, что они решили подарить магазин Григорию.
Что оставалось двадцатипятилетнему фармацевту? Увековечить свое имя в названии магазина, а затем и в названии фабрики – логотип «Жорж Борман» вскоре станет гарантом качества, как в свое время создаваемые его отцом пилюли. Две заглавные буквы ЖБ на фоне стилизованного изображения печати из красного сургуча. Товарный знак всегда размещался в центре, иногда заменяя собой изображение государственного герба и многочисленных медалей международных и всероссийских выставок. У фармацевтов, как вы знаете, перфекционизм в крови.
Технологии фармпроизводства на службе у кондитера
Первый вопрос, который возник у вчерашнего провизора: чем удивить, не нанося вреда здоровью? Эндорфинами, то есть шоколадом, но не простым, а приготовленным на глазах у изумленных покупателей (экстемпоральное производство, привет!). Для этого требовалось механизация. Где взять денег на это не дешевое оборудование? И тут опять пришла на помощь фармация – финансами помог папа-аптекарь. Кстати, отец не обиделся на сына за «предательство», наоборот всю жизнь помогал ему и гордился его сладкими успехами.
А знания, полученные при изучении фармации, пригодились для того, чтобы создать шоколад с уникальным вкусом. (Интересно, писал ли Жорж его рецепт – по привычке?). Из аптечного дела взяты технологии изготовления, а также варианты хранения готовой продукции.
Стерильность и белые халаты
Во всех цехах фабрики Григорий Борман требовал соблюдения почти стерильной чистоты – как в аптеке. А работников обязывал носить белые халаты. За появление на рабочем месте без халата или за его неудовлетворительный внешний ви работника строго наказывали – вплоть до увольнения.
Таргетинг аудитории и другие секреты маркетинга
Любовь к красивым баночкам у женщин в крови, а именно они чаще всего (как и в аптеке!) были основными покупателями продукции под брендом «ЖБ». Этим грех было не воспользоваться …для продвижения своей продукции. Маркетинг в чистом виде: понимая, что в жестяных банках из-под конфет хозяйки потом будут хранить разную бакалею, начали выпускать банки «Смесь для хозяек», «Мука», «Рис», «Кофе», «Сахар». «Временно» в них находились одноименные серии печенья и конфет! На этом гениальные маркетинговые идеи у Жоржа-Георгия не закончились.
Если основными покупателями были женщины, то основные потребители сладкой продукции, разумеется, дети. Поэтому в коробках с зефиром и конфетами их ждали заготовки для оригами с подробной инструкцией. Для сладкоежек постарше, уже научившихся читать, коробочки с монпансье украшали портреты Пушкина, Достоевского, Толстого, а также цитаты из их произведений. Так родились тематические серии шоколада «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири». На обертках шоколадок из серии «Детский волшебник» малышей учили делать разные опыты.
Слава и деньги – каждому фармацевту?
За короткое время производство, начавшееся с одной ручной машины для изготовления шоколада, вошло в ТОП-10 крупнеших и известнейших в Российской империи. Оказалось, что вчерашний фармацевт прекрасно умеет управлять финансами.
В 1866 году Жорж Борман покупает шоколадную фабрику у кондитера Генриха Пфейфера. А уже в 1870 году продукция, маркированная буквами «ЖБ», завоевывает бронзовую медаль. Впрочем, это было только начало. Спустя всего шесть лет, в 1876 году, Григорий Николаевич первым в отрасли получает звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Еще через два года, на Всемирной выставке в Париже качество изделий, выпускаемых фирмой «Жорж Борман», подтверждается золотой медалью.
Такой бизнес-взлет, разумеется, сказался и на статусе Григория Бормана – в 1869 году он получил свидетельство купца 2-й гильдии. Для получения звания минимальный размер капиталов должен был составлять 20 тысяч рублей. Однако уже тогда для Бормана это был пройденный этап. Что и засвидетельствовало звание мануфактур-советника и потомственного гражданина Санкт-Петербурга.
Григорий Николаевич Борман умер 25 декабря 1918 года в Харькове, на 82-м году жизни. Жалел ли выпускник Санкт-Петербургского университета, что вместо аптеки посвятил свою жизнь производству сладостей? История об этом умалчивает. Однако пример Жоржа Бормана отлично демонстрирует, что фармацевту по плечу любая реинкарнация. Знания фармации, экстраполированные пусть даже на производство конфет, принесли миллионы Борману, значит, и вам эта база поможет стать успешными, богатыми и знаменитыми. Нужно только захотеть.
Юлия Клименюк, специально для Pharma.net.ua
_________________________________________________________