«Мы рассматриваем абсолютно все возможности вариантов развития в регионах как в качестве якорного арендатора, так и арендатора отдельно стоящих зданий,- говорит Александр Забара, директор отдела развития ООО Praktiker Украина.- Причем переговоры по развитию проектов ведутся с различными операторами рынка в разных областях Украины. Потому как в Украине нет ни одного ритейлера, который бы покрывал всю территорию Украины».
При этом компания не рассматривает возможности аренды уже готовых торговых площадей, так как они не соответствуют требованиям группы. Хотя в Praktiker Украина не исключают возможности строительства своих гипермаркетов. По словам экспертов рынка, сейчас достаточно благоприятная ситуация на рынке земли.
«Можно достаточно недорого приобрести землю по сравнению с 2008 годом. А вот ожидания платежеспособности населения, темпы развития жилищного и индивидуального строительства — они упали сильно»,- считает Олег Шандар, глава правления АО Новая Линия.
Так, например, за земельный участок на средней стадии согласования продавцы просят $250 за будущий метр. Тогда как до кризиса цены начинались от $1000, отмечает издание.
«Сегодня земельными участками могут интересоваться разве что торговые сети, в частности крупные продуктовые ритейлеры, операторы DIY, которые готовы самостоятельно развивать проекты под себя,- говорит Сергей Сергиенко, управляющий партнер CB Richard Ellis в Украине.- Но, в то же время земля интересует их в меньшем объеме и по цене намного дешевле, чем до кризиса».
В то же время свои дальнейшие планы по развитию бизнеса в Украине в компании не раскрывают. Говорят лишь, что расширение запланировано на 2011 год, и через полгода будут названы города, на которые распространится присутствие DIY-сети. Не исключено, что следующими городами станут Симферополь и Одесса, которые планировалось запустить в 2009 году.
«Инвесторы, которые должны были построить магазины под нас, из-за финансового кризиса не смогли реализовать эти проекты в срок,- говорит Александр Забара.- Но эти проекты не заморожены, они до сих пор рассматриваются, но уже на следующий год».
Участники рынка утверждают, что дальнейшее развитие сети будет во многом зависеть от объемов инвестиций в DIY-сети.
«Если мы говорим о нескольких десятках миллионов, то это будет долгий и мучительный путь,- считает Олег Шандар.- А если речь идет о ста и более миллионах долларов — то это реально. Хотя с украинской бюрократией и теми сложностями, с которыми сталкиваются особенно иностранные инвесторы, — сложно».
Объем инвестиций ритейлера Praktiker составляет порядка EUR50 млн., а в киевский гипермаркет — EU11 млн. Чистая выручка группы в 2008 году составила EUR3,7 млрд. Отчет компании за 2009 год еще недоступен. Но по данным промежуточного отчета за три квартала 2009 года, чистая прибыль компании сократилась на 87,5%. При этом продажи в Украине выросли, но за счет увеличения количества гипермаркетов с одного до трех.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua