Ожидается, что уже вскоре указанный документ будет зарегистрирован и около трехсот тысяч государственных служащих Украины начнут жить по новым правилам.
Фактически этот документ является Кодексом поведения государственных служащих, положения которого регулируют вопросы этического поведения, добропорядочности государственных служащих, а также предотвращения конфликта интересов и способов его урегулированию.
01.07.2010 Правительственный уполномоченный по вопросам антикоррупционной политики Андрей Богдан инициировал создание рабочей группы с целью усовершенствования нормативно-правовых актов в части урегулирования конфликта интересов и уменьшения рисков коррупционных проявлений на государственной службе.
Как свидетельствует мировая практика в сфере противодействия коррупции, одним из действенных превентивных антикоррупционных мероприятий на государственной службе является урегулирование конфликта интересов.Неурегулированность этого вопроса на законодательном уровне в Украине является одним из препятствий в обеспечении беспристрастности деятельности государственных служащих.Так, статьями 5 и 16 Закона Украины «О государственной службе» предусмотрено, что государственный служащий, в частности, должен не допускать действий и поступков, которые могут повредить интересам государственной службы или негативно повлиять на репутацию государственного служащего, также государственный служащий не имеет права совершать действия ,предусмотренные статьями 1 и 5 Закона Украины «О борьбе с коррупцией».Основные требования к этике поведения работников органов государственной власти установлены в Общих правилах поведения государственных служащих.
Соответствии с пунктом 26 Общих правил, их нарушения государственными служащими является основанием для применения к ним дисциплинарных взысканий, предусмотренных Кодексом законов о труде Украины, а также Законами Украины «О государственной службе» и «О борьбе с коррупцией».
В законодательстве о государственной службе и борьбе с коррупцией ссылка на институт конфликта интересов у Общего правилах, где в пункте 21, в частности, указано: «Государственный служащий должен по требованию заявлять о наличии или отсутствии у него конфликта интересов.
Конфликт интересов вытекает из ситуации, когда государственный служащий имеет частный интерес, есть преимущества для него или его семьи, близких родственников, друзей или лиц и организаций, с которыми он имеет или имел общие деловые или политические интересы,что влияет или может влиять на беспристрастное и объективное исполнение служебных обязанностей. Любой из таких конфликтов должен быть решен до принятия на государственную службу или назначении на новую должность ».
Однако сегодня положение общих правил, которые определяют стандарты поведения и добропорядочности государственных служащих, в действующей редакции не в состоянии на должном уровне обеспечить урегулирование конфликта интересов на государственной службе.Поэтому их планируется дополнить порядком и путями урегулирования конфликта интересов на государственной службе.
В связи с этим, Правительством определены необходимым дополнить Общие правила поведения государственных служащих, которые утверждены приказом Главного управления государственной службы Украины от 23.10.2000 № 58 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 07.11.2000 за № 783/500 порядком и путями урегулирования конфликта интересов на государственной службе.
В течение последних трех лет попытки закрепить на законодательном уровне понятия конфликта интересов госслужащего,а также определить правила предотвращения и способы урегулирования конфликта интересов в деятельности публичных служащих нашли свое отражение в законопроектах «О конфликте интересов в деятельности публичных служащих», «О правилах профессиональной этики на публичной службе,и предотвращения конфликта интересов ». Однако, указанные зарегистрированы законопроекты в Верховной Раде Украины до сих пор не рассматривались.