Пошуковий портал КОМПАСС » Новини українських компаній » Дистрибуція і торгівля » 2020 » Листопад » 6 » Рост продаж 400%, или на что способен сервис-дизайн

Розміщення новин компаній

Рост продаж 400%, или на что способен сервис-дизайн

История о том, как компания рискнула, решив не отказываться от своих стратегических планов, несмотря на пандемию. Рискнула и выиграла!

Как родилась и была реализована эта счастливая идея, и как результат поразил даже ее авторов, рассказали во время Trade Marketing HUB XVII Олег Балакин, консультант по сервис-дизайну Lanka.CX и директор по маркетингу компании «Киевфарм» (сеть аптек «Будьте Здорові», «Економ-і-я», «Eкo-АПТЕКА») Марина Вознесенская.

Нужно заметить, что тема Trade Marketing этого года – «Горячие возможности и острые решения в ритейле» - очень хорошо отражает суть нашего кейса. Очевидно, что кризис и пандемия, усилившая его в разы, изменили поведение покупателей. Чтобы сохранить бизнес, нужны совершенно новые решения, форматы и подходы.
Почему нужны были инновации

Наша компания более 20-ти лет на фармрынке, стабильно представлена в ТОП-50 аптечных сетей Украины и продолжает активно развиваться. В сеть входит 55 аптечных учреждений. За предыдущий год было открыто 15 аптек. В текущем году, несмотря на карантин и прочие трудности, открыли 8 новых аптек и планируем еще столько же. При этом мы имеем довольно обширную географию и связанную с этим специфику – за исключением столицы, практически все наши аптеки находятся в небольших городах, поселках городского типа и райцентрах. Территориально мы в Киеве, Киевской, Житомирской и Черниговской областях. Конкуренция здесь очень высокая – на одного потребителя приходится больше аптек, чем в городах-миллионниках. К примеру, в Березани на 16, 5 тысяч населения 8 аптек, в Кагарлыке с населением 13, 5 тысяч людей – 5 аптек и так, практически везде: одна аптека обслуживает не более 3 тысяч человек. При этом, крупные сети растут и уходят в регионы, что делает конкурентную среду еще более плотной.

В такой ситуации нам, относительно небольшой сети, не приходится рассчитывать на успех в ценовой войне. Но есть и другие маркетинговые инструменты. Почему бы и нет? В конце концов, не попробуешь – не узнаешь!
Сервис-дизайн: новая архитектура процессов и услуг

Этот инструмент эффективен, когда компании необходимо найти способ выделиться среди конкурентов. Это должно быть что-то, что будет интересно и полезно, прежде всего, нашим покупателям. Таким образом, задача №1 – вернуть в аптеку людей, которые по каким-то причинам перестали быть нашими постоянными посетителями, и привлечь новых клиентов.

На этом этапе к нам присоединились специалисты агентства:

«Когда мы начинаем сотрудничество с новым клиентом, то предлагаем ему попробовать короткий формат работы – дизайн-спринт. Тогда и клиент, и мы довольно быстро видим, насколько стороны понимают друг друга, довольны ли сотрудничеством, – дополняет рассказ Марины Олег Балакин. – Первая стадия – это исследование проблемы, обязательно с использованием качественных методов анализа. Вторая – поиск инсайтов и болевых точек у пользователей, третья – генерирование решений под обнаруженные потребности, четвертая – разработка прототипов, помогающих протестировать предложенные идеи. И, наконец, на пятой стадии происходит масштабирование и внедрение.

На самом деле, любой дизайн-проект проходит через 5 стадий. Только во время спринта этот цикл занимает около 4-х рабочих дней, а не несколько месяцев при традиционном подходе. Поэтому нашей целью было помочь выбрать сравнительно небольшую, но при этом важную для бизнеса задачу».

Почему именно оптика?

Изначально было более 10-ти вариантов и направлений, которые мы хотели бы исследовать с помощью сервис-дизайна. Причем одновременно и быстро! Но эксперты агентства умерили наши аппетиты, объяснив, что для успешного спринта придется выбрать что-то одно. После нескольких раундов обсуждения мы решили, что хотим увеличить в наших аптеках продажу… оптики.

Во-первых, эта категория была слабо развита как у нас, так и у конкурентов. В основном очки были представлены в региональных оптиках и в кабинетах офтальмологов.

Еще у нас была гипотеза, что многие люди в небольших городах просто не покупают очки, даже когда испытывают проблемы со зрением. Таким образом мы сможем подтолкнуть их к покупке, а значит, и улучшить качество их жизни.

Но сначала важно было проверить, могут ли наши провизоры эффективно «опознавать» людей, которые еще не пользуются очками.

Второе – если мы перед покупкой очков будем отправлять клиентов к офтальмологу, пойдут ли они на консультацию к врачу, чтобы вернуться потом к нам с рецептом купить очки? А может быть нам нужно организовать консультацию прямо в аптеке? Для нас было очевидно, что клиенты будут рады получить консультацию офтальмолога на месте, в аптеке, и сразу же купить очки. Но все-таки это нужно было проверить на практике. С помощью специалистов агентства этот этап удалось пройти быстро и, что немаловажно, экономно (ведь это всего только тестирование и всегда есть риск, что предположение неверно).

Мы выбрали несколько аптек для проведения исследования в разных регионах, с разными сегментами и населенностью, организовали мини-опросники, нашли офтальмологов, которые на время проведения теста согласились бесплатно диагностировать и консультировать наших клиентов. В аптеке расположили самодельные карточки для диагностики зрения. А наши фармацевты согласились временно побыть офтальмологами и проводить первичную диагностику. Провизоры отлично справились с задачей. Кроме того, они безошибочно определяли людей, нуждающихся в очковой коррекции зрения. То есть тех, кто видит уже плохо, но очков не носит.

Оказалось, что большинство этих людей просто не готовы идти куда-то за диагностикой, хотя были бы не против пройти ее в аптеке.

С другой стороны, выяснилось, что многие люди уже бывали у офтальмолога ранее и знают свои диоптрии. А другим было удобнее подбирать очки методом примерки.

Не стоит также забывать о том, что очки – это часть имиджа и для многих является решающим именно внешний вид оправы, а не надежность ее конструкции и даже удобство. Поэтому мы изменили и расширили свой ассортимент, добавив разнообразные формы, цвета и модели.

Спринт закончился. Мы поняли, что можем продавать очки намного лучше.

Все казалось достаточно простым. Мы увидели потребности дальнозорких и близоруких людей, поняли каким может быть ассортимент, как должен работать провизор – инициатор разговора с посетителем на эту тему и первый помощник в выборе, конечно.

Итак, мы определились с ассортиментом и ценовой политикой, выкладкой и местом расположения очков в торговом зале.

Сервис-дизайн в аптеке

Как масштабировать опыт 5 аптек на 50?

Как говорится, маленькие дети – маленькие проблемы! Большие дети…

Самым сложным оказалось внедрение, ведь в нашем спринт-тесте было 5 аптек, а внедрить новую категорию необходимо было в 50 аптеках!

Мы столкнулись с определёнными проблемами:

обеспечить наличие необходимого ассортимента на всю сеть – это недешёвое удовольствие, необходимо дополнительное финансирование или обучаться работать под заказ, с использованием каталога.
наш поставщик, увы, не справился с новыми объёмами и ассортиментным разнообразием. Мы сейчас в поиске новых поставщиков.
не все сотрудники умели продавать очки, ведь этому провизоров/фармацевтов не обучают.
есть некоторые сложности сохранности в процессе доставки товара в регионы.

Мы сделали + 400%! Что дальше, можно отдыхать?

На сегодняшний день, даже имея положительные финансовые показатели, мы продолжаем работать над развитием данной категории:

расширили категорию и добавили в реализацию аксессуары;
на постоянной основе обучаем персонал: как подбирать очки, что предлагать клиентам вместе с очками и так далее;
оформили вертикальные стойки на аптеках, чем упростили выбор очков;
научились работать под заказ, по каталогу;
выстроили логистику;
ищем дополнительно новых поставщиков.

Важные выводы

Результат сервис-дизайна не всегда легко оцифровать, но в этом случае нам удалось четко зафиксировать результат до и после. Результат категории в сети +400% год к году. Чтобы быть максимально объективными мы отдельно посмотрели на аптеки, в которых оптика уже продавалась – они показали 150% роста год к году. Отчасти, это связано с тем, что мы получили новое понимание клиентов. Кроме того, мы были единой командой, лично разговаривали с клиентами, заразилась этой категорией и увидели картинку успешного будущего для неё. И, наконец, важно, что безотказно сработала сформированная сразу по окончанию тестирования команда внедрения. Именно эти люди постепенно разворачивали проект, готовили финансовые планы и набивали шишки на первых этапах продаж.

Для нас ценным опытом стало понимание того, насколько важно лично говорить со своими и с чужими (!) клиентами. Это кажется банальным, но это факт! Только так можно понять истинные цели и мотивы людей.

Это еще и самый быстрый путь погрузиться в категорию, которая не является профильной для вашего бизнеса. Да и для профи это всегда полезно, поскольку все вокруг очень быстро меняется, в том числе ожидания и запросы покупателей.

Неоспоримый фактор успеха – наша кроссфункциональная команда. Поэтому, когда родилась идея, нам не нужно было идти и «продавать» кому-то проект. Все стейкхолдеры и так были с нами.

И, конечно, каким бы успешным ни был спринт и какой бы всеобъемлющей ни была помощь профессиональной команды агентства, результата не будет без ежедневного упорного труда собственных сотрудников. Поэтому, спасибо всем за вдохновение и прекрасно выполненную работу!
_____________________


Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua
Служба новин компанії КОМПАСС Україна | Прочитано: 486 |
Довідник підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Тільки достовірна інформація!
Бази даних підприємств України,
Європи, Америки, Азії та Африки!

Електронні та онлайн довідники!

Останні новини компаній по темі

Всі новини компаній ...
Сайт управляється системою uCoz