Днепропетровская кондитерская фабрика «Квітень», один из заметных игроков рынка мучных кондитерских изделий, до конца 2009 года намерена полностью отказаться от борьбы в весовом формате, сконцентрировавшись исключительно на развитии своих торговых марок: «Квітень», «Bravissimo» и «Вкусно!».
Процесс расширения доли брендированной продукции на фабрике «Квітень» внедряется поэтапно с 2007 года (в течение 2006 года реализован подготовительный этап). До 2007 года на весовую продукцию приходилась львиная доля продаж фабрики, а фасованная продукция продавалась под единственным брендом «Квітень» (средний «минус» ценовой сегмент).
В 2007 году фабрика «Квітень» вывела на рынок две новых марки «Bravissimo» (дорогой ценовой сегмент) и «Вкусно» (средний «плюс»). Продукция под новыми торговыми марками «выстрелила» удачно и по итогам прошлого года на «Bravissimo» приходилось уже 15% всех продаж фабрики, а на ТМ «Вкусно» (введена на рынок осенью 2007 года) — около 10%.
В результате развития новых торговых марок и перехода в более дорогой сегмент, объем продаж фабрики в денежном выражении по итогам прошлого года вырос на 30% по сравнению с 2006 годом, при том что рост объемов производства составил 7%.
За 2007 год в структуре производства фабрики доля нефасованной продукции сократилась на 10% и на сегодня составляет 50% от общего объема производства.
В планах фабрики на 2008 год — расширение ассортимента брендированной продукции и сокращение доли весового формата еще на 20%. А до конца 2009 года, как ожидают днепропетровские кондитеры, этот процесс эволюции весовой продукции в фасованную будет полностью завершен.
Отказ от небрендированной продукции, по словам руководителя отдела маркетинга фабрики «Квітень» Виктории Мироновой, является логичным шагом для предприятия, которое стремится остаться успешным на рынке.
— В сегменте небрендированной продукции, единственное, в чем могут конкурировать производители — это цена. А бесконечно воевать по цене невозможно: предприятие фактически не зарабатывает и в результате обескровливается. На сегодня в Украине несколько десятков более или менее крупных производителей мучных кондитерских изделий. И практически только первая пятерка не борется активно в весовом сегменте. Остальные погрязли в этой борьбе, которая даже не приносит им ощутимого финансового результата.
Лишенная перспектив конкуренция в весовом формате уже в ближайшее время станет причиной банкротства или поглощения большей части производителей мучной кондитерки. Способствовать этому процессу будет вступление Украины в ВТО и развитие розничной торговли, — прогнозирует эксперт.
— Два-три года и начнется. Предприятия, которые не успеют создать сильные бренды, будут вынуждены уйти с рынка или, в лучшем случае, работать на аутсорсинге у торговых сетей.
... опасаются Private Labels
— Рынок продуктов питания — на пороге весьма опасных и интересных перемен. С одной стороны, это усиление конкуренции со стороны иностранных производителей, с другой — развитие собственных торговых марок сетей, которые будут конкурировать как с отечественными производителями, так и с транснациональными корпорациями.
Противостоять давлению со стороны иностранных конкурентов и собственных торговых марок розницы, по мнению эксперта, смогут только те предприятия, которые успеют создать сильные бренды и не станут экономить на маркетинге.
— Рынок ритейла, как и любой другой, стремится к концентрации. Через несколько лет в ритейле останется несколько сильных игроков, которые будут развивать собственные торговые марки и жестко давить на производителей. Полки не безграничны и всю продукцию на них не поставишь, но свои торговые марки сети поставят туда точно. Производители, которые за это время не завоюют место в ТОПе, будут вынуждены перейти исключительно на производство Private Labels, работать за копейки и держаться за «свою» сеть.
...расширяют рынки сбыта
Наращивая мускулы на отечественном рынке, днепропетровские кондитеры параллельно весьма успешно конкурируют и на чужом поле.
В частности, с 2008 года начаты поставки продукции «Квітня» в Соединенные Штаты Америки.
— В конце 2007 года нам поступило предложение от нью-йоркской компании начать поставки нашей продукции на рынок США. В декабре 2007 года мы поставили первую пробную партию, результат оказался успешным, и с 2008 года вышли уже на постоянное сотрудничество.
Фабрика поставляет на американский рынок продукцию торговых марок «Bravissimo» и «Вкусно!».
— Сейчас мы прорабатываем вопрос увеличения объема поставок в США. Спрос есть, качество продукции нравится, для увеличения объема поставок необходимо решить несколько технических моментов.
С нынешнего года к числу ценителей продукции «Квітня» присоединились также потребители Армении.
В целом география экспорта продукции фабрики «Квітень» охватывает более 10 стран СНГ и дальнего зарубежья, а доля экспорта в объеме продаж за 2007 год выросла на 10% и составляет на сегодня 20%.
Как рассказала Виктория Миронова, в 2008 году фабрика «Квітень» намерена сохранить существующую динамику роста экспорта, укрепиться на завоеванных позициях и значительно расширить географию поставок.
— Планируем в этом году выйти на рынки стран Евросоюза, в частности, в страны Прибалтики. Есть и довольно необычные предложения, например, ведем сейчас переговоры о поставках в Канаду.
...и изобретают новые вкусности
По итогам продаж в 2007 и в начале 2008 года новые торговые марки фабрики «Bravissimo» и «Вкусно!» оправдали и даже где-то превзошли ожидания кондитеров.
Особенно сильный рывок продемонстрировала продукция ТМ «Bravissimo».
В период освоения рынка, рост продаж продукции этой торговой марки составил порядка 20-30% ежемесячно. На сегодня рынок уже в некоторой мере насытился, однако динамика роста продолжает оставаться высокой — 15-20%. Что показательно, такой же ровный темп продукция «Bravissimo» сохранила и в период сезонного спада.
В планах фабрики на 2008 год — закрепить успех новых торговых марок, предложив потребителям ряд интересных и даже инновационных видов продукции.
В частности, как рассказала Виктория Миронова, в июне под ТМ «Bravissimo фабрика намерена начать производство продукции, рассчитанной на людей, которые ведут активный образ жизни. Как ожидается, печенье «Фитнесс» станет абсолютной инновацией для украинского рынка и поспорит со стереотипом, что мучное может повредить фигуре.
Одновременно с интересами спортсменов, учтены потребности и любителей пива: готовится к выходу на рынок летняя линейка крекеров ТМ «Вкусно!».
— Запланировано 4 новых вкуса, уже знакомых в сухариках, но абсолютно инновационных для рынка крекеров.
Для сладкоежек в этом году «Квітень» приготовил целый ряд новинок: удивить потребителей необычными вкусами кондитеры обещают даже в сегменте «незыблемого» сахарного печенья.
Кондитерская фабрика «Квітень» работает на рынке с 2001 года, специализируется на производстве мучных кондитерских изделий: вафель, печенья, крекеров, пряников, тортов и пирожных (больше 100 наименований продукции).
Входит в состав Корпорации «АТБ».