Рост цен на сырье и энергоносители неизбежно ускорит процесс концентрации рынка колбасной продукции, до сих пор еще достаточно распыленного между десятками более-менее крупных и сотнями мелких производителей.
Уже на сегодня большинство небольших колбасных цехов, ориентированных на линейную розницу и рынки, в попытке удержать низкую цену на свою продукцию, пошли по пути снижения качества. А при нынешних условиях рынка, «играться» с качеством можно, но недолго.
В ближайшие два-три года на украинском рынке колбасной продукции окончательно сформируется костяк лидеров, главной задачей которых будет как позиционная конкуренция друг с другом, так и оборона от натиска зарубежных конкурентов.
— Лидировать на рынке после вступления Украины в ВТО смогут только те производители, которые создадут сильный бренд со своим кругом лояльных потребителей, сформируют сильную сеть дистрибуции и займутся модернизацией производства, — прогнозирует директор Управления маркетинга Мясной фабрики «Фаворит» (Днепропетровск) Михаил Фоломин.
—Какие компании, на Ваш взгляд потенциально способны удержаться на рынке после вступления Украины в ВТО?
— «Фаворит», «Юбилейный», «Ятрань», «Глобино» «Идэкс» и ряд крупных региональных лидеров. Мелкие цеха, продающие небрендированную продукцию, смогут работать, однако на очень ограниченной части рынка, скорее всего на локальных рынках и в небольших городах.
— За счет чего украинские производители могут сохранить рентабельность и конкурентоспособность на рынке?
— За счет оптимизации издержек: во-первых, благодаря оснащению производства более технологичным и не столь энергоемким оборудованием. И второй момент, который с 2007 года мы уже можем наблюдать на рынке — это сокращение ассортимента продукции: большинство крупных производителей уже пришли к тому, чтобы оставить в своем портфеле только лидирующие позиции и сокращать те позиции, которые приносят меньший экономический эффект. Этому процессу в немалой степени способствует и развитие сетевой торговли: места на полках супермаркетов все меньше, а стоимость этих полок все дороже.
Учитывая, что за последние время цена на колбасную продукцию повысилась на 40%, производители, которые стремятся держать качество своей продукции и не хотят потерять в рентабельности, уже сегодня серьезно работают над оптимизацией затрат.
— Вступление Украины в ВТО повлияет на взаимоотношения производителей и розничных сетей?
— Да. Основная конкурентная борьба с зарубежными производителями после вступления в ВТО развернется именно в рознице. Иностранные компании способны предложить более выгодные условия работы с сетями: это касается как финансовых условий сотрудничества, так и рецептурных характеристик продукции зарубежных производителей.
— Что Вы имеете в виду под рецептурными характеристиками?
— Сроки хранения колбасной продукции, изготовленной в соответствии с украинскими ГОСТами достаточно небольшие, в тоже время европейские стандарты позволяют использование пищевых добавок, способных увеличить срок хранения до 90 и даже до 180 дней. Понятно, что супермаркеты предпочитают работать с производителями, продукция которых хранится дольше.
— В прошлом году активно велись разговоры о пересмотре украинских ГОСТов для производителей колбасной продукции...
— Решено перенести принятие новых ГОСТов, наверное, это имеет целью и то, чтобы лучше подготовится к вступлению в ВТО: совместить европейские и украинские стандарты, чтобы украинские производители могли на равных конкурировать с западными компаниями.
— Получат ли потребители какие-то преимущества от возросшей конкуренции?
— Безусловно. Оформится круг производителей, которые будут тщательно следить за качеством своей продукции, стабилизируется цена, расширится ниша вкусов — западные производители привнесут на рынок элемент новизны и новую для украинцев продукцию, отечественные производители тоже должны будут подхватить эту «волну» и вводить в свой ассортиментный портфель новые виды продукции.
— Фабрика «Фаворит» претендует остаться в числе лидеров рынка и достойно побороться с западными конкурентами. Какие-то оборонительно-наступательные действия уже готовятся?
— С первых дней работы фабрики «Фаворит» заняла нишу инновационного лидера на украинском рынке. Мы уже давно используем европейские технологии, материалы, вводим в свой ассортимент новые вкусы, стараемся привнести в нашу работу все то лучшее, что есть в зарубежных странах, поэтому нельзя сказать, что мы сейчас наверстываем упущенное и начали к чему-то готовиться. Ведется ежедневное, планомерное наращивание «мускулов».
— Какую долю рынка сейчас занимает фабрика «Фаворит?
— Специфика украинского рынка колбасных изделий в том, что очень трудно оценить долю каждого производителя. У нас фактически нет ни одного производителя, который претендовал бы на статус национального, рынок поделен по региональному принципу: в одном регионе тот или иной производитель является лидером, а в другом может быть вообще не представлен. Если говорить о Восточной, Центральной и Юго-Восточной Украине — то доля продаж продукции в этих регионах фабрики «Фаворит» высока. В то же время, в Западной Украине мы еще мало представлены. Поэтому на общенациональном уровне долю продаж фабрики можно оценить только условно.
— Не планируете активное развитие в Западном регионе?
— У нас уже есть партнеры в Западной Украине, которые представляют нашу продукцию, однако для более полного присутствия на рынке, необходимо увеличивать их количество. С этой целью мы ведем сейчас переговоры с дистрибьюторскими компаниями.
— Каковы планы развития фабрики на 2008 год?
— Стратегическим заданием на этот год является дальнейшее развитие сети дистрибуции. Рассчитываем также обеспечить присутствие продукции фабрики «Фаворит» во всех крупных розничных сетях. Планируем модернизировать производство более технологичным и экономным оборудованием, увеличить объем производства на 20% по сравнению с 2007 годом, повысить финансовые результаты продаж.
Справка: Мясная фабрика «Фаворит» начала работу в декабре 2005 года. Один из лидеров колбасного рынка Украины. Мясная фабрика «Фаворит» производит продукцию под торговыми марками «Мясная лавка», «Колбасный ряд» и «Добров».