По мнению участников "круглого стола", в последние годы в мире происходят значительные институциональные изменения в отраслях, которые раньше всегда были в государственной собственности и управлении: в электроэнергетике, автодорожном, железнодорожном, коммунальном хозяйствах, магистральном, трубопроводном транспорте, портах, аэропортах.
"В Украине на протяжении долгого времени обсуждается вопрос определения термина ГЧП, но, к сожалению, это пока что не приносит необходимых результатов", - отметил партнер юридической фирмы "Арцингер и партнеры" Вольфрам Ребок. По его словам, речь идет о сотрудничестве между государством и частным капиталом, именно о долгосрочном сотрудничестве, и в этом случае аренда и лизинг на самом деле не является предметом ГЧП. Это сотрудничество между государством, органами местного самоуправления и частными фирмами, которые между собой распределяют риски определенного бизнеса, во-первых, и, во-вторых, частные фирмы берут на себя какие-то государственные, муниципальные задачи и управляют этими задачами самостоятельно и на свой риск.
Как отмечают эксперты, с одной стороны, предприятия инфраструктурных отраслей не могут быть приватизированы ввиду стратегической, экономической и социально-политической значимости объектов инфраструктуры. Но, с другой стороны, в государственном бюджете нет достаточного объема средств, позволяющих обеспечивать в них простое и расширенное воспроизводство. Для того, чтобы разрешить это противоречие, в хозяйственной практике за рубежом используется концепция государственно-частного партнерства (Public-Private Partnership, PPP), которое представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.
Так, Министерство экономики Украины изучило опыт многих стран и разработало законопроект "Об общих началах развития государственно-частного партнерства в Украине". "Этот закон определяет общие начала реализации государственно-частного партнерства в Украине. Целью закона является создание условий для повышения конкурентоспособности государственного сектора экономики путем более эффективного использования государственного имущества, привлечения инвестиций в экономику Украины, модернизацию промышленной и социальной инфраструктуры, повышение качества товаров, работ и услуг", - отметила заместитель директора Департамента инвестиционно-инновационной политики Министерства экономики Украины Татьяна Лисица.
По ее словам, на сегодня у государства не хватает ресурсов для крупных инвестиционных проектов, и единственным путем решения проблемы является привлечение средств инвесторов. "В Украине уже есть правовые начала для развития ГЧП: с 1999 года у нас приняты законы о концессиях, о распределении продукции и другие законы, которые регулируют, в той или иной мере, любой вид ГЧП. Хочется отметить, что эти проекты в нашей стране работают, хотя и не вышли на региональный уровень. Разрабатывая закон о ГЧП, Минэкономики пыталось объединить все смежные законы в один рамочный закон относительно функций государственного частного партнерства. Такого определения у нас сегодня нет в законодательстве, поэтому мы пытались определить, что это такое. То есть с одной стороны - это частный инвестор, а от имени государства могут выступать не только министерства и ведомства, не только Кабинет Министров, но и субъект хозяйственной деятельности", - отметила Т. Лисица.
"Хочется отметить положительную тенденцию в решении вопроса ГЧП в Украине", - отметил ведущий банкир Европейский банк реконструкции и развития Марк Магалецкий. По его словам, сегодня есть понимание и желание правительства решать данные задачи и сдвинуть процесс с мертвой точки. Основными трудностями в этом процессе, по словам М. Магалецкого, является несовершенство законодательной базы в этом вопросе. Государству необходимо определить четкую политику в этой сфере, чтобы решить эти проблемы, должна быть создана отдельная институциональная структура, которая бы занималась исключительно вопросами проектов ГЧП.
Напомним, что 5 мая с.г. Кабинет Министров Украины принял законопроект о государственно-частном партнерстве и будет настаивать на его первоочередном рассмотрении в парламенте. Специалисты убеждены, что благодаря данному законопроекту станет возможной реализация ряда инвестиционных процессов на условиях партнерства государства и частного сектора. Прежде всего, это касается привлечения значительных частных инвестиций в развитие автомобильных и железных дорог, морских портов и аэропортов. Законопроект устанавливает четкие правила взаимодействия и сбалансированность интересов и рисков как государства, так и инвесторов, а также гарантирует защиту государством частных инвестиций. Утверждение данного документа станет основой для инвестирования в строительство автомобильных дорог, особенно в период подготовки к Евро-2012.