Как сообщает «ЛИГАБизнесИнформ» со ссылкой на пресс-службу консорциума «Менеджмент консалтинг групп», европейский опыт функционирования авиакомпаний-дискаунтеров показывает, что при их выходе на рынок только 30% их пассажиров уходят к ним из традиционных авиационных компаний. Остальных пассажиров они «отбирают» у других видов транспорта, в том числе у железной дороги. Однако, по мнению экспертов, в Украине, с ее хроническим дефицитом билетов во время сезонных пиков перевозок и при тотальной убыточности сектора пассажирских перевозок в краткосрочной перспективе, «Укрзалізниця» не только не проиграет от появления дискаунтеров, но даже выиграет.
Дополнительные возможности бюджетного авиатранспорта позволят «Укрзалізнице» сократить убыточность пассажирских перевозок за счет уменьшения затрат на подготовку и проведение дополнительных перевозок пассажиров в периоды сезонных пиков, а сэкономленные средства пустить не на ремонт крайне изношенных вагонов, из которых формируются дополнительные поезда, а на покупку современного пассажирского вагонного парка.
Однако, по мнению экспертов МКГ, в стратегической перспективе авиадискаунтеры представляют собой угрозу пассажирскому сектору «Укрзалізниці». Потенциальный состав будущих клиентов авиадискаунтеров в Украине - это 46% пассажиров купейных вагонов на железнодорожном транспорте, желающие добраться до места назначения в 5-10 раз быстрее, заплатив одинаковые или меньшие деньги. Единственной возможностью, которая позволит железным дорогам организовать эффективную конкуренцию с другими видами транспорта, является массовое внедрение скоростных и дневных ускоренных пассажирских поездов. Развитие дневных поездов позволит в 2 раза ускорить вагонооборот.
Напомним, что в Европе скоростное пассажирское железнодорожное движение почти полностью заменило внутренние авиарейсы на расстояния до 600 км и автобусное сообщение на расстояния свыше 150 км. В Украине внедрение ускоренного пассажирского сообщения со скоростями до 160 км/ч уже позволило связать комфортабельными дневными поездами города на расстоянии до 500 км (в настоящее время Днепропетровск и Харьков с Киевом, в ближайших планах - Львов и Одессу). Однако, как отмечают аналитики консорциума, на эти нововведения необходимы огромные инвестиционные ресурсы, которые «Укрзалізниця» не может привлечь без создания необходимой финансово-организационной базы. Для этого необходимо получение бюджетного финансирования в виде компенсаций за реализацию железной дорогой своих социальных функций. Одним из реальных механизмов сокращения убыточности сектора пассажирских перевозок эксперты видят получение прямых бюджетных дотаций.
Кроме того, необходима реализация гибкой тарифной политики, которая позволит отделить социальные перевозки от коммерческих. Переход на рыночные механизмы определения пассажирского тарифа позволит разнообразить стоимость поездки в зависимости от класса поезда, удобства расписания движения поездов, сезона поездки.