В ходе исследования респондентов просили дать свою оценку сложившейся экономической ситуации и перечислить меры, которые они уже предприняли или собираются предпринять в ближайшие несколько месяцев.
Основные выводы исследования по компаниям потребительского сектора:
· 90% опрошенных считают, что пик кризиса еще впереди.
· 80% респондентов, характеризуя общую ситуацию в отрасли в последнем квартале 2008 года, отметили снижение роста по сравнению с первыми тремя кварталами 2008 года.
· В то же время 53% респондентов говорили о снижении спроса на продукцию своей компании в течение последних трех месяцев, треть респондентов отметили сохранение показателей спроса на «докризисной» отметке, 16% сказали, что спрос вырос (в основном респонденты, выбравшие данный вариант ответа, являются представителями компаний-производителей).
· Большинство компаний (около 70%) уже повысили цены на свою продукцию, 30% компаний планируют повышение цен в ближайшие три месяца. Из числа компаний, планирующих повышение цен, большинство (около 80%) уже повышали цены и планируют очередной этап изменения ценовой политики.
· Оптимизация затрат компаний происходит прежде всего за счет уменьшения бюджетов на маркетинг и рекламу, а также за счет сокращения затрат на логистику.
· 60% респондентов ответили, что уже урезали рекламные бюджеты, а 15% планируют сократить данную статью расходов в ближайшие три месяца (при этом 10% уже предприняли данную меру ранее).
· 50% респондентов отметили, что сократили затраты на логистику, а 20% планируют сделать это в ближайшее время (при чем половина из них планирует повторное сокращение затрат по данной статье расходов).
· Половина представителей опрошенных компаний ответили, что пока не проводили сокращения и не планируют сокращать штат в ближайшие три месяца. 25% уже произвели сокращение штата, а 20% планируют сокращения (при этом 10% компаний уже сократили часть сотрудников ранее). В среднем сокращение персонала в большинстве компаний происходит не более чем на 10%.
· 55% респондентов ответили, что в ближайшее время не планируют сокращение зарплат сотрудников, в то время как 20% сократили зарплату в среднем на 10–25%.
· Большинство компаний сохранили социальный пакет сотрудникам, но в то же время, если изменения и произошли, то они в основном коснулись сокращения расходов на транспорт.
· Основные шаги, которые компании предприняли и планируют предпринять в связи с кризисом — управление оборотным капиталом и поиск альтернативных источников финансирования.
· Большинство компаний планируют решение проблем по реструктуризации долговых обязательство за счет поставщиков: 25% — за счет отсрочки платежей поставщикам, 15% — в результате переговоров с поставщиками об изменении условий товарных кредитов; еще 20% планируют реструктуризацию долговых обязательств за счет получения средств от акционеров.
Основные выводы исследования по промышленным компаниям:
· 84% опрошенных считают, что пик кризиса еще впереди.
· 85% респондентов, характеризуя общую ситуацию в отрасли в последнем квартале 2008 года, отметили снижение роста по сравнению с первыми тремя кварталами 2008 года.
· 74% отметили снижение спроса на продукцию своей компании в течение последних трех месяцев.
· Треть компаний понизили цены на свою продукцию и 15% повысили цены. Что касается ближайшего будущего, то треть компаний планирует в ближайшие три месяца понижение цен и 35% — повышение цен.
· Оптимизация затрат компаний происходит прежде всего по двум направлениям: персонал (сокращение штата, сокращение зарплат) — 73%, уменьшение бюджетов на маркетинг и рекламу — 57%.
· Сокращение персонала в большинстве компаний промышленного сектора — это основная мера оптимизации затрат, и в среднем сокращения составляют около 40%. При этом 60% компаний уже произвели сокращение штата, 20% планируют дальнейшие сокращения сотрудников.
· 40% респондентов ответили, что уже сократили зарплату своим сотрудникам в среднем на 5–10%, а 25% собираются пересмотреть зарплату в ближайшее время.
· Большинство компаний сохранили социальный пакет сотрудникам, в то же время большинство компаний перестали покрывать расходы сотрудников на мобильную связь и транспорт.
· 57% респондентов ответили, что уже урезали рекламные бюджеты, около 20% планируют сократить данные расходы в ближайшие три месяца.
· Основные шаги, которые компании предприняли и планируют предпринять в связи с кризисом, — управление оборотным капиталом и поиск альтернативных источников финансирования.
· Большинство компаний планируют решение проблем по реструктуризации долговых обязательство за счет поставщиков: 38% — в результате переговоров с поставщиками об измезрнении условий товарных кредитов, 35% — за счет отсрочки платежей поставщикам, еще 19% не планируют реструктуризацию долговых обязательств.
Грэм Поуви,
Управляющий партнер, Клиенты и отрасли экономики
Руководитель Группы по обслуживанию промышленных компаний:
«Компания «Делойт», СНГ провела исследование тенденций развития компаний промышленного и торгового секторов экономики России в современных условиях мирового экономического кризиса. Результаты исследования показали, что в настоящее время компании этих отраслей концентрируют свои основные усилия на развитии бизнеса в краткосрочной перспективе. Залогом успешного выхода из кризиса может стать эффективное управление оборотным капиталом.
Промышленные предприятия и торговые компании вынуждены минимизировать издержки, сокращая как штат сотрудников, так и уровень заработной платы и социальные льготы. В то же время сокращение операционных издержек не влечет за собой снижения себестоимости продукции, так как ослабление рубля сильно увеличивает расходы на импортные компоненты для производства и импорт товаров для реализации на российском рынке».
Дополнительную информацию по данному исследованию можно посмотреть в PDF-файле по адресу: www.deloitte.com/dtt/cda/doc/content/survey%281%29.pdf
«Делойт»
Название «Делойт» относится к «Делойт Туш Томацу», объединению фирм (Swiss Verein), зарегистрированному в соответствии со швейцарским законодательством, любой из фирм, входящих в его состав, каждая из которых является самостоятельным и независимым юридическим лицом.
«Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности. «Делойт» — международная сеть компаний, которые используют свои обширные отраслевые знания и многолетний опыт практической работы при обслуживании клиентов в любых сферах деятельности в 140 странах мира. 150 000 специалистов «Делойта» по всему миру привержены идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг своим клиентам.
«Делойт», СНГ
«Делойт», СНГ является фирмой, представляющей объединение «Делойт Туш Томацу» в СНГ. «Делойт» в СНГ является одной из ведущих национальных аудиторско-консалтинговых фирм, предоставляющих услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования с использованием потенциала более 4000 специалистов в Москве, Санкт-Петербурге, Южно-Сахалинске, Киеве, Минске, Баку, Тбилиси, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Ташкенте и Душанбе.
«Делойт», Украина
ЗАО «Делойт енд Туш ЮСК» является украинской фирмой, входящей в объединение «Делойт Туш Томацу» в СНГ. Услуги предоставляются ЗАО «Делойт енд Туш ЮСК» и его дочерними предприятиями. ЗАО «Делойт енд Туш ЮСК» является одной из ведущих национальных аудиторско-консультационных фирм, предоставляющих услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования. Фирма «Делойт» заработала репутацию лучшего работодателя за реализацию инновационных программ в области развития кадровых ресурсов и прилагает все усилия, чтобы способствовать успеху своих клиентов и своих работников.