Участники консенсус-прогноза ухудшили свои ожидания экономического спада в Украине в 2009 году. Если по итогам марта падение реального ВВП прогнозировалось на уровне 9%, то по итогам апрельского прогноза — 10,2%. С 3,9% до 4,4% ВВП увеличился ожидаемый дефицит бюджета. Однако показатели инфляции и обменного курса незначительно улучшились.
Количество участников консенсус-прогноза выросло с 10 до 16. К участию в проекте приглашены все ведущие компании и институты, которые составляют макроэкономический прогноз Украины на постоянной основе. Свои данные для апрельского консенсус-прогноза представили следующие организации: Astrum Investment Management, Dragon Capital, Международный фонд Блейзера, БТА Банк, Concorde Capital, Эрсте Банк, Украинский деловой журнал «Эксперт», Gainsfort Research, Институт экономических исследований и политических консультаций, ING Bank Ukraine, OTP Bank, Phoenix Capital, «Сократ», «Тройка Диалог Украина», Всемирный банк, Международный центр перспективных исследований.
Результаты консенсус-прогноза (средний показатель, минимум и максимум, разница между минимальным и максимальным значениями, количество прогнозов по каждому параметру), а также допущения, которыми руководствовались участники при прогнозировании, можно прочитать здесь. Информация о прогнозе в разрезе каждого участника является закрытой, так как 6 из 16 участников сообщили, что просят не раскрывать данные своих прогнозов. «Качество консенсус-прогноза — высокое. Участников нашей инициативы становится всё больше. Почти по всем показателям сводная оценка базируется на прогнозах не менее чем десяти организаций, а свой прогноз ВВП, инфляции, текущего счёта платёжного баланса представили все шестнадцать организаций. Кроме того, медиана несущественно отличается от среднеарифметического значения», — отмечает Андрей Блинов, и.о. главного редактора, научный редактор журнала «Эксперт».
Серия ежемесячных макроэкономических консенсус-прогнозов проводится Украинским деловым журналом «Эксперт» при организационной поддержке инвестиционной компании Astrum Investment Management. 15 апреля состоялся второй круглый стол, на котором обсуждались такие вопросы:
- Какими получились основные макроэкономические консенсус-показатели? Сравнение с мартовским прогнозом.
- Состояние индекса потребительских настроений. Каковы экономические ожидания украинских граждан — презентация GfK Ukraine.
- Преодолела ли Украина пик экономического кризиса?
Результаты консенсус-прогноза и репортаж с круглого стола будут опубликованы в ближайшем номере журнала «Эксперт Украина», который увидит свет 20 апреля.
ДОПУЩЕНИЯ УЧАСТНИКОВ КОНСЕНСУС-ПРОГНОЗА, ПРИМЕНЯВШИЕСЯ ПРИ ПРОГНОЗИРОВАНИИ
Организация 1 |
Рост мирового ВВП возобновится только в 2010 г., спад экономики России в 2009 г. составит 2% |
Правительство поднимет цены на газ на внутреннем рынке для населения и теплокоммунэнерго до уровня, близкого к мировому. Это приведет к росту тарифов на услуги ЖКХ |
|
Рекапитализация частных банков государством будет осуществлена в объеме не меньше чем 10 млрд грн |
|
После получения второго транша кредита МВФ программа будет свернута, поэтому основной объем интервенций НБУ будет осуществлять за счет собственных резервов |
|
Дефицит бюджета будет профинансирован частично средствами НБУ (20 млрд грн) |
|
Организация 2 |
В течение года мировой спрос останется на уровне января-февраля 2009 г., соответственно рост цен на мировых товарных рынках начнется не раньше 2010 г. |
Внутреннее потребление будет снижаться в результате уменьшения реальных доходов населения и роста безработицы |
|
Рост тарифов на коммунальные услуги для населения |
|
Доступ украинских компаний к внешнему финансированию останется крайне ограниченным, как минимум до середины 2010 г. |
|
Правительство будет выполнять свои обязательства по внешним займам, а также продолжит поддержку госпредприятий, у которых запланированы внешние выплаты на этот год |
|
Иностранные банки будут поддерживать свои дочерние структуры в Украине |
|
Некоторые компании и местные банки не смогут рассчитаться по внешним обязательствами и вынуждены будут их реструктуризировать |
|
Продлится сотрудничество с МВФ |
|
Правительство сможет получить внешнее финансирование в дополнение к кредитам международных финансовых организаций |
|
НБУ будет придерживаться жёсткой монетарной политики и продолжит активно участвовать на межбанковском валютном рынке |
|
Банковское кредитование начнет восстанавливаться не ранее 2010 г., но кредитование в иностранной валюте останется ограниченным |
|
Возврат в вкладов в банковскую систему начнется не ранее 2010 г. |
|
Организация 3 |
Возобновление роста экономик развитых стран в IV квартале 2009 г., что повлечет за собой рост цен на основные товары украинского экспорта |
Доступ украинского частного сектора к внешним финансовым ресурсам останется ограниченным, однако материнские иностранные банки окажут поддержку своим дочерним банкам в Украине |
|
Частичное рефинансирование внешнего долга корпоративного сектора |
|
Возобновится сотрудничество с МВФ в полном объеме, что будет способствовать получению финансирования от других международных организаций (Мировой банк, ЕБРР) |
|
Умеренное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги; эмиссионное финансирование бюджета будет умеренным |
|
НБУ продолжит активно влиять на ситуацию на валютном рынке, как путем валютных интервенций, так и административными методами |
|
Низкая кредитная активность банковской системы |
|
Снижение объемов оттока депозитов, а также возможное некоторое увеличение депозитных вложений в конце года |
|
Организация 4 |
Низкий спрос на основные экспортные товары в начале года |
Существенное улучшение экспортной конъюнктуры во втором полугодии |
|
Уменьшение кредитования экономики |
|
Отсутствие радикальных социальных бунтов |
|
Увеличение регулируемых тарифов для населения |
|
Снижение уровня кросс-субсидирования |
|
Резкое сокращение импорта из-за изменения курса и остановки кредитования |
|
Реструктуризация части внешних корпоративных долгов |
|
Возвращение части выведенного за рубеж украинского капитала |
|
Обменный курс будет существенно колебаться, достигнув минимального значения летом 2009 г. |
|
НБУ увеличит рефинансирование банковской системы |
|
Во втором полугодии позиции доллара в мире ослабнут |
|
МВФ предоставит все транши кредита stand-by (с задержкой) |
|
Договоренность с МВФ об увеличении бюджетного дефицита |
|
Приоткрытие рынков внешних заимствований в конце года |
|
Эмиссионная подпитка бюджета через механизм ОВГЗ |
|
Организация 5 |
Внешние рынки капитала будут закрыты |
Украина получит запланированные транши МВФ |
|
Ценовая конъюнктура на внешних рынках будет неблагоприятной. Вместе с тем агрессивная монетарная политика в США обусловит существенный рост цен на мировых товарных рынках во II полугодии 2009 г. |
|
В 2009 году власть не сможет провести какие-либо существенные регуляторные изменения в экономике |
|
Политическое противостояние максимально снизит эффективность экономической политики |
|
Во II полугодии 2009 г. возможен существенный рост цен на мировых товарных рынках (обусловлено агрессивной монетарной политикой центробанков), что будет подстегивать рост ИЦП и ИПЦ |
|
Бюджетная и социальная политика будет популистской |
|
Умеренный рост номинальных монетарных показателей не сможет абсорбировать инфляционное давление вследствие ухудшения качества денежной массы (рост доли наличных средств в денежной массе) |
|
Рост монетарных агрегатов, несмотря на незначительные номинальные значения, будет неадекватен снизившейся экономической активности и не найдет достаточного товарного покрытия в условиях существенного падения производства и сокращения импорта |
|
Цены на мировых товарных рынках возобновят рост во II полугодии 2009 г. (монетарный фактор) |
|
Чистый приток прямых иностранных инвестиций, хотя и существенно снизится, будет поддерживать платёжный баланс |
|
Украина получит транши кредита МВФ |
|
Внешние займы украинского бизнеса будут рефинансироваться только материнскими компаниями. Компании с украинскими акционерами не смогут рефинансировать внешние обязательства |
|
Формирование положительного сальдо текущего счёта в январе-феврале 2009 г. будет неустойчивым. Нехарактерный для предыдущих периодов график импорта газа во II–III кварталах обусловит формирование умеренного дефицита текущего счёта платёжного баланса по итогам 2009 г. |
|
Влияние текущего счёта платёжного баланса на курс USD/UAH будет незначительно негативным |
|
Влияние финансового счета платёжного баланса на курс USD/UAH будет существенно негативным |
|
Дефициты по финансовому счёту не смогут быть нормально абсорбированы без действующей программы МВФ |
|
Высокий уровень политической конкуренции неизбежно дестабилизирует ситуацию на валютном рынке в III–IV кварталах |
|
Высокая инфляция в совокупности с закрытыми рынками капитала и недоверием к банковской системе будут формировать хронический дефицит ликвидности и обусловят высокие процентные ставки |
|
Высоки риски того, что предвыборный популизм не позволит сохранить приемлемые бюджетные показатели в части расходов, а снижение производства — в части доходов. Приведенный прогноз — оптимистический |
|
Организация 6 |
Внутренний спрос на продукцию украинской промышленности останется слабым |
Через нехватку финансирования украинские компании воздержатся от пуска новых инвестиционных проектов и сосредоточатся на окончании уже начатых |
|
Не ожидается массовых дефолтов по заимствованиям реального сектора |
|
Открытая и латентная безработица будет увеличиваться в первой половине 2009 г. |
|
Ситуация на мировых финансовых рынках стабилизируется в III квартале 2009 г. |
|
Экономика США и ЕС начнет расти в квартальном измерении в IV квартале 2009 г. |
|
В 2009 году мировые цены на нефть (Brent) в среднем составят 40–50 долл. США за баррель |
|
Мировые цены на черные металлы начнут расти в IV квартале 2009 г. |
|
Спрос на продукцию машиностроения Украины в странах СНГ сократится |
|
Внешний спрос на производимые в Украине азотные удобрения останется высоким |
|
Переговоры о создании углубленной зоны свободной торговли с Европейским союзом будут продолжены, но до конца года соглашение по ЗСТ заключено не будет |
|
Правительство будет продолжать политику, направленную на борьбу с контрабандой |
|
Финансовый сектор продолжает функционировать, а неконтролируемой эмиссии гривни не будет |
|
Задолженность по возмещению НДС вырастет |
|
Социальные стандарты не будут увеличены сверх уровней, которые утверждены в Государственном бюджете на 2009 год, принятом 26 декабря 2008 года |
|
Правительство получит кредиты Мирового банка и ЕБРР, а также кредиты от правительств других стран для финансирования дефицита бюджета в 2009 году |
|
МВФ смягчит условия программы stand-by в разделах дефицита Государственного бюджета, роста монетарной базы и чистых международных резервов. Фонд предоставит Украине следующие транши кредита |
|
Организация 7 |
— |
Организация 8 |
— |
Организация 9 |
— |
Организация 10 |
Повышение административно-регулируемых во второй половине года |
Организация 11 |
Договоренность с МВФ |
Переориентация бюджета на увеличение инвестиций в государственные инфраструктурные проекты |
|
Рекапитализация банков |
|
Проведение реформ регуляторной среды |
|
Организация 12 |
Значительное падение доходов населения и, как следствие, падение потребления |
Резкое снижение инвестиционной активности в ведущих отраслях экономики |
|
Рост цен на металлы к концу 2009 г. и, как следствие, начало восстановления промышленности |
|
Падение спроса на продукцию машиностроения со стороны стран СНГ в 2009 г. |
|
Существенный рост безработицы в первой половине 2009 г. |
|
Умеренная инфляция в связи с резким падением потребления |
|
Резкое снижение дефлятора в связи с переориентацией населения на более дешевую продукцию |
|
Умеренный рост цен производителей в связи с падением мирового спроса на продукцию промышленности |
|
Глобальные финансовые рынки стабилизируются не ранее IV квартала 2009 г. |
|
Политика правительства и НБУ, направленная на ограничение импорта, приведёт к формированию положительного сальдо торгового баланса |
|
Значительное сокращение притока инвестиций в страну в связи с мировым финансовым кризисом |
|
Сокращение трансфертов в связи с падением доходов украинцев за рубежом |
|
НБУ будет продолжать осуществлять интервенции для стабилизации валютного курса в 2009 г. |
|
Стабильность курса доллара США к евро |
|
Займы от МВФ будут получены в полном объеме |
|
Существенное сокращение денежной массы в связи с ограничением кредитования и оттоком депозитов |
|
НБУ и Кабмин будут поддерживать проблемные крупные банки, что позволит избежать массовых дефолтов |
|
Программа приватизации не будет выполнена |
|
Украина сможет привлечь кредиты от международных организаций и других государств для финансирования дефицита бюджета |
|
Высокая вероятность пересмотра бюджета во второй половине года в связи с президентскими выборами |
|
Организация 13 |
Спад на мировом рынке стали до IV квартала 2009 г. |
Практически полное отсутствие потребительского и ипотечного кредитования в 2009 г. |
|
Рост мировых цен на агропродукцию; урожай зерновых на уровне 44 млн тонн в 2009 г. |
|
Финансирование дефицита Государственного бюджета и Пенсионного фонда за счет эмиссии |
|
Сокращение потребительского спроса и кредитования ритейла |
|
Дальнейшая девальвация гривни в 2009 г. |
|
Отсутствие дефолта по суверенному и гарантированному долгу |
|
Ограниченный интерес зарубежных инвесторов |
|
Предоставление траншей кредита МВФ согласно расписанию |
|
Организация 14 |
Стабильно низкий спрос на основные экспортные товары |
Дальнейшее сокращение кредитования экономики (до конца I полугодия 2009 г.) |
|
Увеличение задолженности по зарплате |
|
Индексация доходов согласно действующему законодательству |
|
Отсутствие значительных инфраструктурных проектов |
|
Снижение мировых цен на руду на 20% по сравнению с концом 2007 г. |
|
Рост коммунальных тарифов |
|
Рост цен на электроэнергию и газ для населения |
|
Рост цен на импортные товары |
|
Ослабление гривни к доллару |
|
Неизменный уровень мировых цен на основные экспортные товары |
|
Существенное сокращение импорта из-за изменения курса и остановки кредитования |
|
Сокращение экспорта из-за падения внешнего спроса |
|
ПИИ — на ¾ возвращение выведенного украинского капитала |
|
Отсутствие госполитики ограничения импорта или продвижения экспорта |
|
Таргетирование денежной базы — основная цель НБУ |
|
Курс продолжит существенно колебаться (до 7–10% между максимумом и минимумом в месяц на межбанковском валютном рынке) с долговременной тенденцией на ослабление |
|
Транши МВФ будут получены (+5 млрд долл. США в резервы) |
|
Отток депозитов приостановится в июне-июле |
|
НБУ и госбанки останутся основными покупателями ОВГЗ |
|
Доля плохих кредитов (статистика НБУ) вырастет до 5,5% на конец года |
|
Дефолты по внешним обязательствам частного сектора будут единичны — кредиторы согласятся на пролонгацию |
|
Организация 15 |
— |
Организация 16 |
— |