В отчете представлен анализ перспектив развития мировой экономики, рыночной капитализации и сделок по слияниям и поглощениям в потребительском секторе, а также приводится обсуждение основных тенденций, затрагивающих деятельность компаний по производству потребительских товаров.
«Нестабильность мировой экономики серьезно сказалась на перспективах роста компаний по производству потребительских товаров. В 2012 году общий темп роста отрасли как в развитых, так и в экспортно-зависимых странах значительно снизился по сравнению с 2011 и 2010 годами, ― отмечает Д-р Айра Калиш, ведущий специалист ДТТЛ в области мировой экономики. ― В то же время, несмотря на рост цен на сырьевые товары, повышение рентабельности является положительным сигналом. Из 224 компаний, раскрывших информацию об объемах чистой совокупной прибыли, только 19 оказались убыточными в 2012 году».
«Требования украинцев к соотношению цена/качество в секторе потребительских товаров постоянно растут. При этом в последнее время наблюдается повышение лояльности потребителей к товарам, произведенным в Украине, что дает дополнительные преимущества отечественным производителям», - отмечает Михаил Мельник, партнер компании «Делойт», руководитель группы «Потребительские товары». По его словам, в секторе продуктов питания уже появились бренды, известные за пределами Украины. «Основной потенциал роста для украинских производителей на отечественном рынке мы видим в импортозамещении. Существует много примеров, когда продукция, произведенная в Украине, успешно конкурирует на локальном уровне и вытесняет импортные аналоги. По нашим оценкам, большой потенциал в производстве эко-продукции для внутреннего рынка», отмечает Мельник.
В ожидании роста объемов М&А в потребительском секторе в 2014 году
Несмотря на то, что мы наблюдаем только первые признаки восстановления мировой экономики, ведущие инвесторы продолжают поиск возможностей для слияний и поглощений, чтобы улучшить свое стратегическое положение. В 2012 году в сфере производства потребительских товаров было заключено 1 298 сделок (в 2011 и 2010 годах их число составило 1 274 и 1 117 соответственно). Количество таких сделок за 2013 год (по состоянию на 22 февраля 2014 года) составило 1 182. Такая активность во многом объясняется повышением доступности кредитных средств, низкими процентными ставками, активизацией рынка капитала и ― в некоторых случаях ― значительным размером резервов денежных средств в компаниях. Частные инвесторы вновь демонстрируют интерес к сектору потребительских товаров. Так, в ходе одного из крупнейших приобретений в пищевой промышленности компания Berkshire Hathaway и бразильский инвестор 3G Capital выкупили за 28 млрд. долларов США компанию H.J. Heinz, в которой теперь они являются равными долевыми партнерами.
«Принимая во внимание замедление роста мировой экономики, может показаться удивительным, что количество сделок в мировой отрасли потребительских товаров за последние годы увеличилось. Однако потребители стали более спокойно воспринимать экономическую ситуацию, и 2014 год обещает стать важной вехой в сфере слияний и поглощений для потребительского сектора. Компании планируют расти либо за счет выхода на новые рынки, либо за счет рационализации корпоративного портфеля», ― отметил Джек Рингквист, руководитель Группы ДТТЛ по обслуживанию потребительских предприятий.
«В настоящее время основной задачей компаний по производству потребительских товаров, является обеспечение выживания в тесно взаимодействующей глобальной среде, ориентированной на потребителя, ― считает он. ― Для управления прибылью и ее увеличения компании должны научиться соответствовать требованиям клиентов по всему миру, используя любую возможность. Им предстоит освоить новые подходы к работе, в том числе выстроить непрерывную международную цепочку поставок, выйти на виртуальный рынок, наладить каналы прямых поставок потребителям и увеличить объем инвестиций для обеспечения наилучшего понимания потребностей покупателей. Хорошо информированный клиент становится более требовательным клиентом. Именно эту простую истину сейчас пытаются претворять в жизнь компании потребительского сектора».
По словам Михаила Мельника, на украинский рынок М&А в ближайшее время будут влиять в первую очередь недостаток оборотного капитала одних компаний, и желание расширяться за счет доступного финансирования для других. Несмотря на временные экономические трудности, этот рынок остается привлекательным для инвесторов, большое значение будут иметь адекватные ценовые ожидания продавцов. «Украинский рынок большой и недостаточно насыщенный, по сравнению с западными рыками. Украинцы еще не пресытились различными новинками и технологиями, больше доверяют рекламе и с готовностью покупают новые товары. Спрос на товары потребительского сектора стабильный, а потенциал этого рынка неисчерпаемый», отметил Мельник.
Сектор электроники вернулся на прежний уровень после спада 2011 года
В 2012 году сектор производства потребительских товаров начал восстанавливаться после спада 2011 года. Постепенное восстановление японских компаний после землетрясения и цунами 2011 года наряду с возросшим спросом потребителей в секторе электроники привело к увеличению выручки почти до 10%. Прибыль увеличилась аналогичным образом: в 2012 году чистая совокупная маржа прибыли возросла практически втрое, достигнув 7,2% (2011 году ― 2,6%).
10 ведущих компаний по производству потребительских товаров
Рейтинг по чистому объему продаж в 2012 году
Наименование компании
Страна осуществления деятельности
Сектор продукции
Чистый объем продаж в 2012 году
(млн долл. США)
Рост чистого объема продаж в 2012 году*
1
Samsung Electronics Co.
Южная Корея
Электроника
178 982
21,9%
2
Apple Inc.
США
Электроника
156 508
44,6%
3
Nestlé S.A.¹
Швейцария
Продукты питания, напитки и табачные изделия
98 372
10,2%
4
Panasonic Corporation
Япония
Электроника
88 367
-6,9%
5
The Procter & Gamble Company
США
Предметы личной гигиены и хозяйственные товары
84 167
0,6%
6
Sony Corporation
Япония
Электроника
68 864
3,0%
7
Unilever Group
Нидерланды и Великобритания
Предметы личной гигиены и хозяйственные товары
66 007
10,5%
8
PepsiCo, Inc.
США
Продукты питания, напитки и табачные изделия
65 492
-1,5%
9
The Coca-Cola Company
США
Продукты питания, напитки и табачные изделия
48 017
3,2%
10
LG Electronics Inc.
Южная Корея
Электроника
45 354
-6,1%
Источник: опубликованные данные компаний
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua