Эксперты УКБС объясняют, что при заключении банком договоров с нерезидентами на право пользования программным обеспечением, банк не имеет права его продать или осуществить отчуждение иным образом. При отражении в налоговом учете возникают вопросы по определению характера таких расходов: роялти или нематериальные активы? Ведь согласно НКУ, термин «нематериальные активы» включает в себя право на пользование имущественными правами, а термин «роялти» - предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом, в частности, компьютерные программы.
В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Украины, имущественными правами являются права на использование объекта права интеллектуальной деятельности. Объект интеллектуальной собственности включает в себя право на пользование компьютерными программами. То есть, банк может классифицировать предоставление права на пользование интеллектуальной собственности, в т.ч. компьютерными программами, и как нематериальный актив, и как роялти. Как следствие, возникают спорные вопросы налогообложения налогом на репатриацию и НДС.
Согласно п. 186.3 НКУ подлежат налогообложению НДС предоставление имущественных прав интеллектуальной собственности, создание по заказу и использование объектов права интеллектуальной собственности, в т.ч. по лицензионным договорам. В то же время согласно пп. 196.1.6 НКУ операции по выплатам дивидендов, роялти в денежной форме или в виде ценных бумаг, которые осуществляются эмитентом, не является объектом налогообложения НДС. В связи с этим, возникает противоречие относительно налогообложения НДС этих операций.
Эксперты УКБС отмечают, что в соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета (МСБУ) 38 «Нематериальные активы» определяются как немонетарные активы, которые не имеют физической субстанции и могут быть идентифицированы. Согласно п. 4.4.4 «Концептуальных основ финансовой отчетности» в МСБУ актив признается в балансе, когда существует вероятность поступления будущих экономических выгод на предприятие и актив имеет себестоимость или стоимость, которую можно достоверно измерить. Среди критериев признания нематериальных активов нет требования обязательного получения объекта права интеллектуальной собственности в собственность. Таким образом, права на использование объекта права интеллектуальной собственности на основании лицензионного договора, отвечает перечисленным выше критериям, могут быть отнесены к нематериальным активам в бухучете.
При этом, определение роялти и условия его признания в основном идентичны во всех конвенциях об избежании двойного налогообложения, например, «Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Австрия об избежании двойного налогообложения»: «роялти, возникающие в Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, подлежат налогообложению только в другом Договаривающемся Государстве, если этот резидент является фактическим владельцем роялти, и если роялти являются выплатами в значении подпункта b) пункта 4 настоящей статьи.
Кроме того, согласно п. 103.3 ст. 103 НКУ бенефициарным (фактическим) получателем (владельцем) дохода для целей применения сниженной ставки налога согласно правилам международного договора Украины к дивидендам, процентам, роялти, вознаграждениям и т.п. нерезидента, полученных из источников в Украине, считается лицо, имеющее право на получение таких доходов . При этом, фактическим получателем (собственником) дохода не может быть юридическое или физическое лицо, если такое лицо имеет право на получение дохода, но является агентом, номинальным держателем (номинальным держателем) или является только посредником относительно такого дохода. Таким образом, определение роялти соответствии с международными конвенциями, в основном, предусматривает, что получатель вознаграждения должен быть непосредственно автором. При этом, в НКУ термин «роялти» не содержит нормы относительно обязательного получения вознаграждения автором.
В связи с неоднозначной трактовкой терминов «роялти» и «нематериальных активов» и во избежание двойного налогообложения одной и той же операции как налог на добавленную стоимость, так и налогом на доходы иностранных юридических лиц, а также однозначного применения норм НКУ, УКБС предлагает конкретизировать понятие «нематериальные активы» и «роялти», определив существенную разницу между ними. А также определить в НКУ налогообложения налогом на добавленную стоимость только операции по приобретению нематериальных активов.
«Налоговое ведомство уже поддержало предложение УКБС, согласившись с необходимостью усовершенствования нормативных положений НКУ в части определения терминов« нематериальные активы »и« роялти », для обеспечения однозначности трактовки этих понятий и устранение недоразумений при их применении для определения налоговых обязательств налогоплательщиков, - отмечает Генеральный директор Ассоциации «Украинский Кредитно-Банковский Союз" Галина Олифер. - Разработан экспертами УКБС проект соответствующих законодательных изменений уже находится на рассмотрении профильного комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики».
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua