«Несмотря на то, что сумма праздничного бюджета украинцев остается низкой, по сравнению с другими странами, а также по сравнению с предыдущими годами, на фоне резкого обесценивания гривны и общей экономической ситуации такой праздничный бюджет можно назвать оптимистичным», – отмечает Ольга Шамрицкая, старший менеджер компании «Делойт», лидер группы по оказанию услуг компаниям розничной торговли. «Мы также отметили готовность потребителей приложить все усилия и найти возможности для того, чтобы достойно встретить Новый год за праздничным столом».
Подарочные хлопоты
В ходе опроса респондентам традиционно было предложено назвать самые желанные подарки на Новый год. Как и в прошлые годы, в списке желаний большинства украинцев лидирующую позицию занимает подарок в виде денег. Стоит также отметить, что для половины европейцев деньги также является одним из самых желанных подарков. На втором месте – путешествия, которым особенно рады будут женщины. На третьем месте – смартфоны. Такой подарок, по данным нашего исследования, придется по душе подавляющему большинству мужчин.
Также, в этом году украинцы чаще всего будут дарить сладости и косметику/парфюмерию. Денежные подарки, по своей популярности, занимают лишь третье место. Также растет популярность таких новогодних подарков как книги и одежда/обувь, заняв четвертое и пятое места, соответственно. Для подростков (12-18 лет) на новогодние праздники планируют дарить сладости (1-ое место), деньги и книги (2-ое и 3-е место, соответственно). Детям в возрасте до 12 лет родители положат под ёлку книги, конструкторы и развивающие игры.
Стратегия выбора
В 2014 году более трети всех подарков будут приобретены онлайн. Интернет-сеть будет активно использоваться и для поиска лучшей цены: более 40% респондентов будут изучать информацию о доступных скидках/акциях на сайтах перед совершением своих покупок, а также планируют осуществлять большинство своих покупок на распродажах. В контексте экономического кризиса мы видим рост настороженности покупателей ко всем видам банковских или потребительских кредитов.
«В связи со сложной финансовой ситуацией, в этом году наблюдается повышенная требовательность украинских потребителей к качеству товаров. Также возрастет стремление к бережливости и практичности. В ходе опроса мы пришли к выводу, что украинцы ожидают европейского уровня обслуживания и большего разнообразия украинских товаров на полках магазинов», – отмечает Ольга Шамрицкая.
63% опрошенных потребителей отдают свое предпочтение покупке товаров, произведенных в Украине. Такой фактор, как страна происхождения товара, всегда имел важное значение для украинского потребителя, а за последние несколько лет данная тенденция выросла еще на 10%.
Оценка экономических процессов
Большинство ответов данного исследования формировалось под влиянием оценки потребителями состояния экономики и собственной покупательной способности. В Украине, как и в большинстве европейских стран, данная оценка оказалась довольно пессимистичной. 74% украинских респондентов негативно оценивают экономическую ситуацию. Существенно снизилась и покупательная способность украинцев: 67% потребителей, принявших участие в опросе отметили, что вынуждены сокращать расходы в этом году. Однако стоит отметить, что около 18% опрошенных ожидают стабилизации экономики уже в следующем году. Негативная оценка экономических процессов в 2014 году преобладает и в большинстве стран Европы, за исключением Великобритании, Германии и Дании.
В целом, в этом году украинцы планируют более экономные расходы. Также, в ходе опроса жители Украины отметили, что с ростом расходов на жилье, коммунальные услуги и ежедневные карманные расходы, придется сократить нерегулярные расходы (мебель, украшения и т.п.) и на одежду. Владельцы общественных заведений питания, спортивных клубов и кинотеатров также будут вынуждены подготовиться к снижению спроса.
Методология исследования
Предновогоднее исследование настроения потребителей проводится компанией «Делойт» в 17-ти странах Европы и ЮАР на протяжении 17-ти лет. Украина принимает участие в исследовании седьмой год подряд. В этом году в рамках исследования всего было опрошено 17 326 человек методом Интернет-анкетирования, которое проводилось в течение первых трех недель октября. В Украине было опрошено 769 респондентов. Опрос проводился на основе репрезентативной выборки для каждой из стран-участниц с использованием аналогичной для всех стран Интернет-анкеты.
Справка:
«Делойт» - это бренд, объединяющий более 200 тыс. специалистов независимых фирм в 150 странах мира. По итогам 2013 года компания «Делойт» была признана крупнейшей в мире частной компанией, предоставляющей профессиональные услуги. В Украине компания «Делойт» работает с 1996 года. Специалисты компании оказывают услуги в сфере аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования государственным и частным компаниям, работающим во всех секторах экономики. Подробная информация о юридической структуре «Делойт» в Украине представлена на сайте компании.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua