2 октября ВР приняла Закон «О Едином государственном демографическом реестре и документах, которые подтверждают гражданство Украины, удостоверяющие личность или ее специальный статус». Он вводит единую информационно-телекоммуникационную систему (Единый государственный демографический реестр), содержащую персональные данные о человеке и его биометрические данные. На момент проведения круглого стола Закон находился на подписании у Президента.
Актуальность данного вопроса не вызывает сомнения, о чем свидетельствуют многочисленные выступления и обращения от представителей Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, общественности, церкви, экспертов, юристов, простых граждан. Автор законопроекта – народный депутат Украины Василий Грицак – так же принял участие в обсуждении этого вопроса.
В ходе круглого стола были обговорены основные проблемные положения Закона и, в частности, прозвучали следующие замечания и выводы:
- Закон Украины «О Едином государственном демографическом реестри и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус» не может существовать в такой редакции и не должен быть подписан Президентом Украины;
- в основу Закона поставлен интерес государства, а не интерес и права человека и защита его конфиденциальности;
- в Законе не определена конкретная цель создания единого демографического реестра - глобальной мегабазы персональных данных, а также не определен владелец базы, который должен отвечать за сохранность и нераспространение этих данных;
- содержание Закона нарушает принцип чрезмерности и непропорциональности сбора персональных данных - основных требований международного законодательства;
- вступление в силу этого законопроекта может вызвать создание реальной угрозы несанкционированного доступа неопределенного круга лиц к персональным данным миллионов лиц в Украине;
- законопроект содержит большое количество отсылок к нормам законодательства Украины, которые могут еще не существовать, а также содержит положения с чрезмерным делегированием нормотворческих функций органам исполнительной власти (в частности, они должны определить, какие именно дополнительные биометрические данные будут внесены в Реестр, перечень документов, которые должен предоставлять человек для получения биометрических документов, стоимость услуг и другие).
Позиция правозащитных, общественных, религиозных организаций была однозначной: Закон в данной редакции принимать нельзя. В связи с этим организаторы круглого стола - общественные организации при Минюсте и при Госслужбе по защите персональных данных - намерены подать официальное обращение Президенту с просьбой ветировать Закон. По мнению самого автора законопроекта, народного депутата Василия Грицака, этот законопроект уже требует внесения изменений.
Наличие биометрического паспорта - это требование ОБСЕ. А именно: все страны, входящие в эту организацию к 2015 году должны перейти на биометрию. И если Украина и ЕС достигнут соглашения о безвизовом въезде, то только владельцы биометрических паспортов смогут безвизово передвигаться по территории Евросоюза. Однако, данное требование относится только к загранпаспортам. Ко внутренним документам это никакого отношения не имеет. Данный законопроект обязывает каждого гражданина нашей страны с рождения и до самой смерти иметь внутренний биометрический паспорт, который будет содержать полную базу данных о его владельце, что нарушает Конституцию Украины в отношении прав человека, нормы Европейской Конвенции и ряд других законодательных актов. Не менее спорным моментом является вопрос о защите этих данных. Вопрос о том кому и с какой целью понадобилось знать о человеке все, начиная от цвета глаз, роста, веса и заканчивая его кредитной историей и финансовым положении в целом, - остается открытым.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua