- Екатерина Васильевна, как вы оцениваете принятые Верховной Рады поправки в Налоговый кодекс, которые отменяют для аграриев спецрежим НДС?
- Действительно, 24 декабря прошлого года Верховная Рада проголосовала за соответствующие изменения. Свои мотивы законодатели решили даже не скрывать – в самом названии документа значится формулировка «об обеспечении сбалансирования бюджетных поступлений». То есть главная цель – наполнить бюджет за счет аграриев. Изменение налоговой базы приведет к увеличению единого налога 4 группы (бывшего фиксированного сельхозналога) по отношению к 2014 году в 40 раз. Раньше льготный режим НДС позволял аграриям увеличивать свою материальную базу. На эти деньги обновляли технику, закупали горюче-смазочные материалы, удобрения и пестициды. Теперь такой возможности не будет, аграрный сектор развиваться не сможет, а это скажется на качестве сельскохозяйственной продукции и уменьшению посевных площадей. Ведь производители будут нести убытки. Каждое предприятие теряет на 1 га до 1000 грн. Я понимаю, что с принятием решения по возврату НДС появится заинтересованность в поставках качественной продукции за рубеж. Но даже в этих условиях производители не смогут повысить цену на продукцию. На ценообразование влияют котировки на международных биржах и на внутреннем рынке.
- Планирует ли государство компенсировать аграриям эти убытки? Как этот вопрос регулируется в других странах?
- За рубежом аграрии получают компенсации до 700 евро на га. В Украине государство не компенсирует ничего. Все ляжет на плечи аграриев.
- Какие экономические и социальные последствия подобных решений власти?
- Из-за нехватки оборотных средств аграрии не смогут закупать технику и инвестировать в производство. Это приведет к сужению перечня производимой продукции. Переход будет происходить от высокозатратных к техническим культурам, которые не требуют больших расходов, но уничтожают землю. Кроме того, это спровоцирует рост теневого сектора АПК.
- Можно ли компенсировать высокую ставку НДС для аграриев путем перераспределения средств из местного бюджета?
В местном бюджете и так не хватает средств, поэтому перекладывание ответственности центральной властью на места – верх популизма. Под видом децентрализации Киев пытается избавится от своих бюджетных обязательств. Это непрофессионально и не дальновидно. Кроме того, местная власть весьма ограничена в вопросах решения налоговых проблем.
-Тем не менее, областной совет может предложить свои пути решения проблемы?
- Да, и наша фракция считает это одним из главных приоритетов работы областного совета. Согласно действующему законодательству, возможностей у нас не так много, но активная позиция депутатского корпуса может сдвинуть камень в этом вопросе с мертвой точки. Единственный действенный механизм, который у нас есть, - это региональные программы. Наша фракция выступает за разработку и принятие Запорожским облсоветом одной комплексной программы развития АПК, которая станет фундаментом для сохранения и повышения конкурентоспособности этой стратегической отрасли. Ключевым аспектом поддержки АПК в Запорожском регионе, на мой взгляд, должно стать развитии кооперации, которая позволит даже небольшим предприятиям экспортировать продукцию. В противном случае, мелких фермеров полностью поглотят крупные агрохолдинги. Программы по орошению для Запорожской области – крайне актуальны. И в силу специфики производства, и в силу климатических условий. Помимо работы в Запорожском областном совете, местный депутатский корпус должен активно работать с народными депутатами, в чью компетенцию как раз и входит решение вопросов налогообложения. Уже сейчас в Верховной Раде зарегистрирован ряд законопроектов, направленных на решение этой проблемы. Уверена, благодаря нашим общим усилиям, мы сможем отстоять законные права наших аграриев.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua