В разработанной Миндоходов Концепции реформы декларирования доходов граждан (далее - Концепция) критериями для декларирования является уровень годового дохода свыше 120 минимальных зарплат (с 01.01.2014 - 156 120 грн.) или стоимость имущества свыше 1200 минимальных зарплат (с 01.01.2014 - 1 561 200 грн.), или сумма финансовых обязательств более 120 минимальных зарплат. Количество лиц с высоким уровнем имущественного состояния и доходов, которые будут вовлечены в процесс декларирования, составит около 20 млн. граждан (по оценке налоговиков).
Эксперты УКБС обратили внимание Миндоходов на неопределенность в Концепции вопросов проведения оценки предельной суммы имущества физлиц и предложили максимально четко и понятно изложить данные положения. Ведь указана Концепцией фиксированная стоимость имущества, подлежащего декларированию, в действительности является рыночным показателем, который изменяется в соответствии с действиями факторов спроса и предложения.
Следовательно, на физлицо фактически возлагаются обязанность проводить ежегодную независимую оценку всего имущества, подлежащего регистрации по Концепции для выполнения требований декларирования, что обусловливает дополнительные расходы и усиливает тяжесть налогообложения. Особенно учитывая тот факт, что Концепцией признается обязанность лица подавать декларации в течение следующих 3 лет, несмотря на прекращение соответствия критериям декларирования доходов, имущества или финансовых обязательств. В УКБС отмечают дискриминационный характер данного принципа, поскольку другие лица, которые не отвечают критериям, не обязаны подавать декларацию.
Концепция не отражает отдельных важных аспектов декларирования имущества, возникающих в случае его принадлежности нескольким лицам на праве общей собственности. Ведь чисто фискальный подход к данному вопросу предусматривает представление субъектами общей собственности, цена которого превышает установленный стоимостный критерий, отдельных деклараций по данному имущества, хотя их личная доля в стоимости общего имущества фактически будет значительно меньше.
Согласно определенных Концепцией принципов декларирования в расчете доходов участвуют все виды доходов, в том числе физлиц-предпринимателей. Однако предприниматели и без того декларируют свои доходы в налоговой отчетности в течение года. В частности, собственное имущество предпринимателя, которое не участвует в предпринимательской деятельности, отождествлено с его складскими запасами или иным имуществом в бизнесе и подлежит декларированию.
В УКБС отмечают, что положения Концепции об обязательном электронном декларировании потребуют значительных бюджетных расходов и приведут к росту напряжения в работе налоговых органов. Ведь уровень проникновения Интернета и овладения населением электронными системами довольно низким. Кроме того, учитывая, что электронные цифровые подписи еще не получили массового распространения в Украине, налоговая служба не сможет обеспечить ими всех субъектов за короткий промежуток времени.
К выше сказанному ТПП Крыма может добавить, что реформа системы декларирования доходов граждан принципиально важна с точки зрения борьбы с теневой экономикой и коррупцией. Никакие усилия государства в этом направлении в одностороннем порядке не будут иметь успеха, если не будут опираться на общественную поддержку и не иметь обратной связи.
Обсуждение Концепции реформы декларирования доходов граждан проходит на форуме официального веб-портала Миндоходов.
Для пошуку виробників і дистриб'юторів, експортерів і імпортерів товарів і послуг в Україні і за кордоном - скористайтеся базою даних компаній "КОМПАСС Україна": Безкоштовна версія www.demo.kompass.ua