По его словам, главная причина, побудившая стороны к слиянию, — оптимизация производства и сбыта. Отраслевые аналитики уверены: слияние позволит компаниям минимально повышать цены на продукцию и таким образом сохранить долю рынка. По их оценкам, объединенная компания займет минимум 35% рынка западного региона Украины. “У “Западной молочной группы” — лидирующая позиция в западном регионе. За счет слияния с “Галичиной” компания значительно укрепит свои позиции на всеукраинском рынке”, — поясняет глава аналитического департамента компании “Про Консалтинг” Александр Соколов. Объединившись, “Западная молочная группа” и молочная компания “Галичина” одновременно снижают затраты на производство и закупку сырья и формируют денежный ресурс для операционной деятельности. “За счет объединения компании смогли оптимизировать переработку — были закрыты Винницкий и Львовский молокозаводы “Западной молочной группы”, увеличена загрузка завода компании в Ковеле и завода компании “Галичина” в Радехове”, — отмечает директор компании “Милкиленд-Украина” Вячеслав Реков.
Кроме того, по его словам, также возможна оптимизация на уровне логистики на этапе сбора молока. В то же время объединение компаний таит в себе и проблемы. В частности, конкуренцию между продукцией компаний под разными торговыми марками. Молочный рынок Украины является достаточно консолидированным. На первую десятку крупнейших компаний приходится более половины производства (53% по итогам 2009 года). И то, что процесс объединения игроков продолжается, свидетельствует о наличии проблем в отрасли, которые преодолеть в одиночку компаниям не под силу. Последние полтора года молочные производители страдали от двух проблем: общего падения потребительского спроса и переориентации покупателей на более дешевую продукцию. Это вынуждает предприятия работать на грани рентабельности, производя низкомаржинальную продукцию (молоко и кисломолочные продукты).
Кроме того, при необходимости оперативных расчетов за поставленное молоко (цены на которое в Украине рекордно высоки — до 4,1 грн. за литр), торговые сети со значительным опозданием рассчитываются с производителями за поставленную продукцию. Это приводит к формированию у компаний дефицита оборотных средств, который зачастую покрывается за счет привлечения кредитов. Несмотря на ожидания аналитиков слияний-поглощений, на молочном рынке в текущем году сделка между “Западной молочной группой” и “Галичиной” в среднесрочной перспективе может оказаться единственной. “Пока я не вижу, кто хочет продаться или купить — возможно, этот процесс и продолжится, но чуть позже, когда прояснится ситуация с банковским кредитованием и стабилизируется политическая ситуация”, — говорит Вячеслав Реков.
Холдинг “Западная молочная группа” объединяет активы в молокоперерабатывающей отрасли группы “Континиум”, совладельцем которой является Игорь Еремеев. Группа разделена на два бизнес-направления — производство цельномолочной продукции и производство сыра. В холдинг входят такие предприятия, как “Дубномолоко”, “Ковельмолоко”, Львовский городской молочный завод, Владимир-Волынский комбинат молочных продуктов, Винницкий городской молочный завод, Бродивский завод сухого обезжиренного молока, Концерн “Молопродукт”, Новоград-Волынский сыркомбинат. Молочная компания “Галичина” работает на украинском молочном рынке с 1998 года. Занимается производством цельномолочной продукции (молоко, сметана, кефир, йогурты), а также сухого молока и масла. Основными торговыми марками компании являются “Галичина” и “Молочар”. Компанию связывают с львовским бизнесменом Андреем Королем.