Согласно аналитике ИСК «Авантаж», спрос на квартиры на этапе «котлована» снизился в 10 раз.
«Если в докризисный период доля продаж жилья на начальных стадиях составляла 40-50%, то в 2009-ом этот показатель – лишь 5%», – отмечает руководитель службы маркетинга компании Валерия Гулевская.
Потребительские предпочтения на рынке первичной недвижимости сместились в сторону покупки готовых квартир. Сегодня 75% сделок совершаются именно в категории достроенного жилья. В 2006-2008 гг. этот показатель составлял лишь 20%.
В 2006-2008 годах к моменту окончания строительства выбор жилья в новостройках уже отсутствовал. Этим и обусловлен большой процент продаж квартир на этапе «котлована». Вторым аргументом в пользу ранней покупки был рост цен на 30-40% в год, связанный с ростом рынка. Сегодня же отказ от покупки жилья на ранней стадии связан с рисками недостроя, возможным банкротством компании-застройщика и отсутствием роста цен на недвижимость. Более того, для покупателя на сегодняшний день нет особого экономического смысла в приобретении квартиры на этапе «котлована». Поскольку ее цена приближена к стоимости завершенного жилья.
Единичные продажи на ранних этапах есть только у компаний "с именем", которые давно работают на рынке, имеют доверие клиентов, ведут активные работы на стройплощадке и предлагают клиентам привлекательную цену.
Несущественно изменились продажи квартир в новостройках, которые находятся на завершающих этапах строительства. 2006-2008 гг – 30%, 2009 – 20%. Здесь также решающими аргументами является репутация застройщика и ход работ на объекте.
Справка:
Служба маркетинга корпорации «Авантаж» более пяти лет проводит регулярный мониторинг рынка жилой и коммерческой недвижимости Харькова.
Инвестиционно-строительная корпорация «Авантаж» осуществляет свою деятельность по четырем направлениям: девелопмент, строительство, инвестиционная деятельность и корпоративное управление предприятиями.