В группе лидеров Агентство выставило отрицательные прогнозы по Commerzbank, Unicredit, Citigroup и ING. Несмотря на явный провал на рынке собственных акций трех из четырех названных банков, Агентство оставило их в группе с наивысшим рейтингом. Они все еще остаются крупнейшими банковскими холдингами в своих регионах, возможно, 2010–2011 годы для них будут более удачными. Если же нет, то в 2011 году они покинут группу банков с наивысшей оценкой надежности. Такое решение Агентство приняло не только под действием итогов с рынков акций, но и после анализа фундаментальных данных. Так качество кредитного портфеля Commerzbank продолжало ухудшаться: на начало года резервы по кредитным операциям выросли с 1,55 до 2,71%. Растущий объем активов и капитала был обусловлен несопоставимостью данных 2008 и 2009 годов. О наличии проблем свидетельствовал убыток в размере 4,6 млрд. евро, который был показан банком по итогам 2009 года. В 2010 году банк вернулся к прибыльной работе, однако это не впечатлило инвесторов. Рыночная стоимость акций Commerzbank с момента начала кризиса снизилась примерно на 30%. В Citigroup Агентство констатирует падение качества активов до 6%, что для крупного финансового холдинга является значительной проблемой. Напомним, что в 2008 году Citigroup показала рекордный для мировой финансовой индустрии убыток в размере 19 млрд. евро, а 2009 год был окончен с убытком 1,1 млрд. евро.
ING уже второй год подряд показывала низкий уровень достаточности капитала (менее 8,5%). Также тревожили нарастающие убытки группы. Если 2008 год ING окончила с убытками 768 млн. евро, то 2009 уже с убытком 1,053 млрд. евро. Но наибольшие проблемы прослеживались в страховом сегменте бизнеса группы: валовый объем бизнеса по общим видам страхования упал на 64%, по страхованию жизни — на 26%. Особой ситуация была в Unicredit. Группа вроде бы нашла частных инвесторов и проводила размещения, призванные пополнить собственный капитал. Однако в сентябре 2010 года рынок ожидал конфуз: свою долю в Unicredit решил нарастить один из ключевых инвесторов — ливийский госфонд Libyan Investment Authority, ранее его доля в группе составляла 2,594%. После проведения размещений она превысит 5%. Учитывая низкую концентрацию миноритарных пакетов в Unicredit, этот шаг может привести ливийский госфонд в совет исполнительных директоров банка. Примечательно, что данные о росте доли ливийцев в Unicredit были распространены вместе с информацией об уходе с поста главного исполнительного директора Unicredit Алессандро Профумо. Что заставило итальянцев повторить шаг акционеров Сitigroup и продать часть акций арабам, к тому же госфонду страны, которая обвинялась в терроризме и уже давно причислена к оси зла, остается только догадываться. Впрочем, фундаментальные показатели группы оставались в норме, и мы можем лишь отметить небольшое снижение качество активов — тренд, присущий всем крупным европейским банкам. Агентством была снижена рейтинговая оценка российских ВТБ и Сбербанка. Из группы В они перешли в группу С. Снижение качества активов у Сбербанка с 4,5 до 10,15%, у ВТБ — с 5,4 до 11,3% показывало, что кризис для них не прошел бесследно. Кроме того, наличие трупов из числа ТОП-менеджеров ВТБ в прошлом и продолжающиеся процессы нарастания убитых менеджеров в российских госкорпорациях (например Газпром), заставляли крепко задуматься над тем, насколько эффективно в этих компаниях работает система мониторинга за качеством активов. Главной проблемой госбанков во всех странах остается рост объемов проблемных кредитов и то, каким образом госчиновникам удается противостоять этому процессу. Что станет с ВТБ и Сбербанком через 3–5 лет при сохранении таких темпов прироста проблемных кредитов пока не ясно. Их административное подчинение правительству РФ, а следовательно, подчинение государственным интересам, толкает такие банки на риски, без которых можно было бы и обойтись. Например, кредитование правительства Украины в 2010 году. Впрочем, сегодня эти банки испытывают избыток ликвидности и готовы оказывать своим дочерним банкам внешнюю поддержку, но так будет не всегда.
Польза от кризиса
Не только выстояли в кризис, но и быстро стал восстанавливаться целый ряд иностранных банков. Хорошим был 2009 год и, очевидно будет и 2010-й, для французского BNP Paribas. Финансовая группа остается одной и самых крупных в ЕС с активами более 2 трлн. евро. В нашем рейтинге 2010 года он занял первую позицию среди иностранных банков, представленных в Украине.
Новостью можно считать переход шведской банковской группы SEB из группы В в группу А. За год SEB нарастил собственный капитал на 26%, увеличив достаточность до избыточного по европейским меркам уровня. Также группа SEB имела самую большую, после ABH Financial Limited, в группе А ликвидность. Ликвидные активы SEB составляли примерно 17% от обязательств. Агентство отмечает повышенный уровень ликвидности у материнского банковского холдинга Альфа-Банка (ABH Financial Limited). На начало 2010 года соотношение между ликвидными активами ABH Financial Limited и его обязательствами составляло 30%. Это наивысший показатель среди всех банковских холдингов, которые вошли в рейтинг. По мнению Агентства, значительный объем ликвидности ABH Financial Limited сигнализирует о том, что банковский холдинг сможет в адекватном объеме оказать внешнюю поддержку своим дочерним банкам, в частности Альфа-Банк Украина. Именно избыточная ликвидность на начало 2010 года стала одной из основных причин присвоения ABH Financial Limited наивысшей рейтинговой оценки. Финансовый холдинг группы Альфа продолжал активно отстаивать свои интересы и успешно противостоял росту проблемной задолженности, качество активов банковского холдинга, по нашим оценкам, вросло на 0,94%. Сенсацией можно считать переход польского госбанка PKO BP из группы С в группу А. PKO BP стал единственным банком группы А, который показал рост активов на сопоставимой базе. Капитал банка вырос на 47%, адекватность капитала выросла до 13% и была избыточной. Правительство Польши явно переусердствовало с капитализацией банка, возможно стараясь стимулировать кредитную активность в банковском секторе с его помощью.
Также был повышен рейтинг Bank of Cyprus с С до В. Напомним, что траектория рынка акций этого банка во многом повторяла тренды по греческим банкам Alpha Bank и Piraeus Bank, рейтинг которых не изменился. Однако капитализация Bank of Cyprus оставалась на докризисном уровне. Сам банк увеличил уровень адекватности капитала, нарастил собственный капитал на 20% и два последних года демонстрировал прибыльную деятельность. Кризис почти не коснулся Bank of Cyprus, видимо сказывалась принадлежность к юрисдикции с мягким налоговым климатом.
Оценивать работу украинских дочерей иностранцев в 2010 году было бессмысленно. Убытки УкрСиббанка где-то очень глубоко тонули в прибыли BNP Paribas, которая в 2009 году составила 5,8 млрд. евро. Проблемы Укрсоцбанка, несмотря на наличие у Unicredit экзотического акционера, могут быть подавлены ликвидностью группы, которая на начало года оценивалась нами в размере 90 млрд. евро и т.д. Исходя из рекордной ликвидности ABH Financial Limited, она также с легкостью могла нарастить ликвидность любого своего банковского подразделения. Также Агентство оценило тенденции в работе банков с участием иностранного капитал в двух плоскостях: во-первых, кто быстрее из всех иностранцев наращивал депозитные портфели населения; во-вторых, в кого продолжали вкладывать деньги материнские структуры. Как оказалось, несмотря на снижение ставок, быстрее всех портфели депозитов населения наращивали греческие и российские банки. Данный тренд говорит лишь о том, что население не присматривалось к динамике курсов акций греческих банков, представленных в Украине. Российские финансовые учреждения чувствовали себя на украинском рынке более комфортно. Сбербанк, ВТБ и Альфа-Банк вошли в первую пятерку самых динамичных банков по темпам прироста депозитов населения. За первое полугодие 2010 года объем депозитов населения Альфа-Банка вырос на 91%. Это один из самых лучших результатов в Украине среди банков, в капитале которых не участвует государство. По приросту уставного капитала картина была уже иной. Наибольший темп прироста был зафиксирован у СЕБ Банка, материнскую структуру которого мы перенесли из группы В в А. Видимо материнский холдинг экстраполировал общую тенденцию по группе и на украинскую дочь. Такая политика как-то разительно отличалась от политики в Украине их шведских конкурентов — Swedbank, который, напомним, всячески затягивал докапитализацию своей дочери в Украине. Неплохие вливания от материнских структур получили Правэкс, Индекс, Прокредит и даже ОТП, также в ТОП-10 по темпам прироста уставного капитала вошел и Альфа-Банк.
Выводы.
1. Кризис больно ударил по первому эшелону банков, пошатнув веру клиентов в институты с рейтингом ААА и АА. Чем закончатся истории с американскими и европейскими гигантами и удастся ли правительствам, арабским акционерам или международным финансово-кредитным организациям поставить их на ноги, пока неизвестно. Правительства будут слишком озабочены бюджетным дефицитом 2011–2012 гг., ближневосточные шейхи и лидеры исламских революций не всегда понимают, во что инвестируют средства, а ресурсы международных организаций не всегда безразмерны.
2. В глобальном аспекте рынок продолжает работать и показывает все свои преимущества. Никакие статусы и регалии не спасли топ-менеджеров Unicredit, ING и Citigroup. Провал их политики в той или иной степени означал для них необходимость покинуть банк. На их место пришли новые менеджеры, а иногда происходила и полная смена истеблишмента. Как видим, система естественного отбора была жестокой, но работала без сбоев. Кризис укреплял систему и повышал ее эффективность, наглядно демонстрируя остальным, что будет с теми, кто не справился.
3. Доступ к рынку капиталов в формате возможностей проведения SPO был ключевым для финансовых учреждений, работающих на глобальной платформе. Вмешательство и помощь государства была крайней и как показала судьба некоторых групп, нежелательной мерой. Потери акционеров от допуска к управлению банками госчиновников были более колоссальными, чем потери при докапитализации через открытый рынок. Кризис показал, что государственную помощь лучше не принимать.
4. Украинским регуляторам следует более внимательно следить за иностранными финансовыми институтами, которые работают на нашем рынке. Дефолт иностранца рано или поздно произойдет и отсутствие механизмов юридически обоснованной внешней поддержки показывает, что кредитные риски, которые сегодня «экспортируют» иностранцы, нечем крыть. Идея мониторинга через стресс-тесты ЕЦБ в какой-то степени понятна, но не работоспособна — уж слишком разный базис для стресс-теста в Германии и, например, в Греции.