1. КУА «Национальный резерв» занимает незначительную долю рынка: менее 1% на рынке публичных ИСИ и НПФ, на рынке непубличных фондов доля компании колеблется вокруг 2–3%. До 90% чистых активов фондов, которые находятся в управлении КУА «Национальный резерв», принадлежат непубличным фондам, что осложняет как оценку эффективности управления, так и расчет реальной доли рынка.
2. В КУА «Национальный резерв» основная масса потенциально опасных для инвесторов ситуаций, при которых может возникнуть конфликт интересов, подавлена процедурными методами: в ущерб доходности НПФ КУА отказалась от взаимодействия с торговцем, который входит вместе с КУА в Корпорацию «Бизнес-Конгресс». В КУА действует комитет управления рисками, в котором администрация компании, отвечающая за хозяйственную часть, не имеет решающего голоса. В КУА нет практики продаж продуктов эмитентам, бумаги которых приобретают фонды. Тем не менее, на момент рейтингования часть предпринятых шагов не оформлены соответствующими документами внутри компании, также о части решений, снимающих конфликт интересов, станет известно общественности только после публикации рейтингового отчета. То есть шаги, ранее направленные на устранение конфликта интересов с инвесторами, не придавались огласки, что уменьшало их значимость. В КУА функционирует полноценная система контроля за работой инвестиционных управляющих, которая минимизирует возможность злоупотреблений.
3. Финансовое состояние КУА «Национальный резерв» определяется Агентством как очень устойчивое. Компания в значительной степени перекапитализирована, обладает непревзойденным запасом финансовой прочности, а убыточная работа последних лет не является значимым фактором из-за небольших убытков и разворота стратегии развития в сторону управления НПФ, сегмента управления активами, который на старте не может быть прибыльным.
4. Качество управления активами в КУА «Национальный резерв» Агентство оценивает как удовлетворительное. С одной стороны КУА еще не работала на широком рынке и имеет ограниченный перечень инвесторов. С другой стороны, как только сложилась благоприятная конъюнктура, единственный публичный фонд КУА сказу показал доходность на порядок выше бенчмарков. Для окончательных выводов, нужно, чтобы КУА показала аналогичные результаты на открытом рынке и с большим количеством фондов, чем сейчас.
5. Диверсификация клиентской базы КУА «Национальный резерв» близкая к удовлетворительной. Публичный фонд базируется на инвестициях пяти инвесторов, частные фонды по определению не могут базироваться на массовых инвестициях. Единственным позитивом в диверсификации являются НПФ, несмотря на то, что на 5 крупнейших клиентов компании приходится 64% активов НПФ. За этими фондами стоит значительное количество вкладчиков-физических лиц. Такая модель в перспективе открывает КУА «Национальный резерв» возможности по работе на широком рынке.
6. РА «Эксперт-Рейтинг» акцентирует внимание на том, что в КУА «Национальный резерв» уже существует адекватная система управления средствами клиентов. Агентство может лишь констатировать факт, что эта система работала в прошлом и работает сейчас, однако она работает и адаптирована для узкого сегмента клиентов. Существуют незначительные риски того, что при выходе КУА на широкий рынок с массовыми продуктами алгоритмы работы, построенные на узком кругу инвесторов, начнут давать сбой. В настоящий момент видимых проблем кроме необходимости углубления транспарентности, Агентство не отмечает. Причиной для повышения инфраструктурного рейтинга может стать увеличение транспарентности КУА и удачное апробирование моделей ее работы на открытом рынке.
Комментируя итоги рейтингового исследования, директор РА «Эксперт-Рейтинг» Владимир Духненко сказал: «Текущий рейтинг есть результатом адаптации к нашим реалиям западной технологии рейтингования КУА на основе инфраструктурных рейтингов, которым уже более 30 лет, а также меморандума о взаимопонимании с УАИБ, который был подписан еще в 2007 году. КУА «Национальный резерв» становится второй КУА в стране, которой присвоен инфраструктурный рейтинг, и вероятность исполнения фидуциарных обязательств которой оценивает независимое рейтинговое Агентство». Олег Лиховид, председатель Наблюдательного совета КУА «Национальный резерв», сообщил: «Принимая решение о прохождения процедуры рейтингования полгода назад, мы прежде всего, руководствовались желанием стать ближе к своим клиентам и на регулярной основе информировать их о состоянии дел в нашей компании. Клиент, доверяющий КУА свои сбережения или тем более пенсионные накопления, имеет право знать о том, что происходит в компании. Сегодня на рынке часто бывает так, что инвестор, принося в компанию деньги в управление, не может оценить саму компанию, насколько хорошо она способна выполнять взятые на себя обязательства в интересах клиента. В 90 случаях из 100 человек не знает, ни кто работает в компании, ни кто управляет его деньгами, ни кто именно стоит за КУА. У КУА «Национальный резерв» есть человеческий и ресурсный потенциал для исполнения своих обязательств перед клиентами наилучшим образом и через рейтинги, в том числе мы хотели бы уведомить об этом рынок».