Бюджетная политика
МТС выстраивает бюджетную политику, основываясь на планах по внедрению и развитию новейших услуг для клиентов компании и требованиях рыночной конъюнктуры. Гибкость в планировании и выполнении бюджета позволяет оперативно отвечать на изменения рынка. Если, например, обостряется конкурентная ситуация, то мы имеем возможность оперативно поменять, скорректировать планы по маркетинговым расходам и расходам, связанным с удержанием абонентов. Уровень общих затрат бюджета определяется с учетом ожидаемых темпов роста и целевой рентабельности, учитывающих выполнение стратегических задач компании.
МТС отслеживает макроэкономические тенденции и проводит мониторинг изменений валютных курсов. Это делается для того, чтобы предположения, используемые при бюджетировании, максимально объективно отображали внешние риски, в т.ч. и валютные. За 10 месяцев 2010 г. курс гривны продемонстрировал относительную стабильность. Мы предполагаем, что курсовые тенденции, которые имели место в 2010 г. могут сохраниться и в 2011 г.
Развитие продуктов/услуг
В 2010 г. рынок мобильной связи развивался не так стремительно, как еще несколько лет назад. В Украине показатель MOU (среднее количество минут голосового трафика на 1 абонента) уже достиг своей верхней границы и является одним из самых высоких в Европе. Рост MOU «МТС Украина» в годовом исчислении (за девять месяцев и третий квартал 2010) вырос на 13% до 541 минуты.
Следуя мировым тенденциям – развитие услуг в смежных областях – «МТС Украина» планирует активно развивать услугу беспроводного доступа в интернет («МТС Коннект 3G») и конвергентные услуги на базе сочетания проводных и беспроводных технологий. Лишь в течение августа-сентября 2010 года абоненты услуги «МТС Коннект 3G» сгенерировали на 30% больше трафика, чем за аналогичный период в прошлом году.
При условии получения соответствующих лицензий МТС будет инвестировать в развитие новых технологий. Инвестирование также будет продолжаться в существующую сеть для поддержания высокого качества услуг на уровне мировых стандартов.
Маркетинг
Бюджетирование расходов на рекламу и маркетинг происходит в соответствии с планируемой доходной частью бюджета. Прежде всего, мы ориентируемся на эффективность и окупаемость той или иной кампании. После проведения активности в обязательном порядке проводится план-факт анализ и делаются выводы относительно достижения целевого эффекта. Полученные выводы используются менеджерами при подготовке бюджета.
Контроль расходования бюджета
При подготовке ежегодного бюджета решение о включении той или иной активности в финальный план принимается на основании установленных показателей эффективности проекта. В МТС есть подразделение функционального контроллинга, основная задача которого – оптимизация расходования бюджетных средств и повышение эффективности использования ресурсов.
Персонал
Для поддержания высокого уровня квалификации персонала МТС проводит разнообразные виды обучения с привлечением внешних и внутренних тренеров. Программа развития персонала внутренними ресурсами уже не один год демонстрирует свою эффективность, поэтому данное направление будет развиваться и в 2011 г.
Для контроля эффективности знаний, полученных в процессе работы и обучения все сотрудники МТС проходят ежегодную аттестацию. По результатам аттестации сотруднику выставляется оценка и формируется бюджетная программа необходимого обучения на следующий год.
На результат работы компании во многом влияет уровень профессионализма сотрудников и их удовлетворенность. В МТС действует эффективная и существенная по объемам система бонусов, которая работала даже во время кризиса. При достижении компанией целевых результатов сотрудники получают премию. Специальная мотивационная программа внедрена в компании для сотрудников подразделений продаж и абонентского обслуживания.
Эти потребности так же ежегодно учитываются при подготовке бюджета.
Риски-2011
Поскольку рынок телекоммуникаций в Украине регулируется государством, изменение многих видов расходов зависит от принятых законодательных актов и налоговой политики. Так, например, в апреле 2010 г. сбор за использование радиочастотного ресурса был увеличен в 5 раз. Как следствие, расходы МТС в этой области стремительно выросли.
Основным бюджетным риском являются возможные негативные последствия принятия Налогового Кодекса в его новой редакции, в соответствии с которым нам придется кардинально перестроить организацию работы по налоговому администрированию. Потребуются дополнительные расходы, связанные с доработками учетной системы. Ожидается также увеличение расходов, связанных с использованием радиочастотного ресурса.