«Действительно важные изменения касаются сферы государственного регулирования и контроля за осуществлением закупок. Согласно Закону функции Уполномоченного органа в сфере государственных закупок и Органа обжалования теперь будут выполнять разные структуры. На Министерство экономики возложены задачи нормотворчества, установления правил, контроля, а задачи, связанные с рассмотрением жалоб, возлагаются на Антимонопольный комитет Украины. Такое решение является правильным, поскольку соединение нормотворчества и контроля в одном органе всегда дает основания для подозрений в непрозрачности», – отмечает эксперт.
Тем не менее, по словам юриста, применение «коррупционных схем» остается возможным. Исходя из практики, наиболее вероятным будет неправомерное использование процедуры закупки у одного участника, а, кроме того, злоупотребление правом обжалования действий заказчика. В первом случае выгоду может получить чиновник, который соглашается на неконкурсную закупку, а во втором – жалобщик, который будет стремиться получить «откат» за отзыв жалобы. Несмотря на новые ограничения, установленные Законом относительно связанных лиц и недопущения сговора при проведении торгов, согласованные действия участников торгов полностью искоренить вряд ли удастся.
По словам юриста, Закон не решил проблемы, связанные со сферой применения. Иными словами стоимостные пределы для применения Закона не изменились по сравнению с прежним Положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства. Пороговая величина для товаров и услуг начинается от 100 тыс. грн., а для работ от 300 тыс. грн. Небольшие закупки, особенно в сельской местности, будет осуществлять очень сложно в виду недостаточной конкуренции. Т.е., по Закону сделать закупку у одного участника можно лишь в том случае, если торги дважды не состоялись по причине отсутствия конкуренции, но это займет достаточно продолжительное время. Учитывая это, а также уровень инфляции в Украине, пороговые величины целесообразнее было бы увеличить.
Еще одним недостатком является сохранение нормы о том, что условия договора, заключенные по результатам закупки, не могут меняться. С одной стороны, это исключает недобросовестный сговор победителя торгов и заказчика, а с другой стороны существуют товары, цена которых может существенно колебаться в зависимости от сезона, например, продукты питания. «На практике я сталкивался с примерами, когда цена на товар в течение года менялась по 3-4 раза. В результате, приходится расторгать договор и проводить новую процедуру закупки или же работать по заниженным или завышенным ценам», – говорит С. Сильченко.
Эксперт отмечает важность принятия данного документа, существование которого предписано Конституцией Украины, однако считает, что Закон содержит ряд недоработок, которые могут негативно отразиться на процедуре госзакупок.
Справка
Юридическая фирма «ILF» (Инюрполис). Юридическая фирма ILF («Инюрполис») основана в 1994 году и предоставляет как юридические консультации, так и комплексную экспертизу в сфере бизнес-консалтинга. На протяжении многих лет ILF неизменно является одним из лидеров на рынке юридических услуг и входит в ТOP-50 юридических фирм Украины.