Несмотря на экономические проблемы прошедшего года, большинство украинцев планируют увеличить свои расходы на новогодний стол и подарки. В этом Украина отличается от большинства европейских стран, жители которых намерены снизить затраты на праздники. В этом году среднестатистический украинец потратит на Новый год и Рождество около 2,5 тыс. грн., что на 300 гривен превышает показатель прошлого года. При этом 1 200 грн. украинцы планируют потратить на подарки, 850 грн. — на праздничный стол и 450 грн. — на развлечения. Увеличение расходов произойдет в первую очередь за счет молодежи и высокообеспеченных граждан.
По сравнению с прошлым годом украинцы стали практичнее. Если в прошлом году они отдавали предпочтение косметике и парфюмерии, то сейчас в качестве подарка к Новому году половина украинцев хотели бы получить деньги. В то же время дарить своим родственникам и друзьям деньги планируют только 28% опрошенных. Как и в прошлом году, дарить будут в первую очередь косметику и парфюмерию. Кризис существенно может сказаться на подарках детям 12‒18 лет. Если в прошлом году родители планировали дарить им такие подарки, как компьютеры и мобильные телефоны, то сейчас они хотели бы ограничиться книгами, деньгами и сладостями. При этом ноутбук находится в списке желанных подарков у 36% опрошенных.
Выбор места покупки подарков
В этом году традиционные рынки Украины вернули утерянные позиции. Супермаркеты, как и год назад, являются основным местом покупки подарков согласно проведенному опросу, однако количество респондентов, отдавших предпочтение торговым точкам, также велико — всего на 1% меньше (52% и 51% соответственно). Для сравнения: согласно опросу «Делойта» покупать подарки на рынках в Европе будут только 16% населения. Здесь предпочтение отдается традиционным универмагам, сетевым магазинам и гипермаркетам.
Если европейцы при покупке продуктов отдают предпочтение гипермаркетам, то в Украине основным местом совершения покупок станет супермаркет (50%), и только 20% опрошенных отправятся в гипермаркеты.
Практически все украинцы при выборе места покупки отмечают среди наиболее важных критериев оптимальное соотношение цены и качества (95%), а также широкий ассортимент товаров (91%). Также в качестве ключевых критериев выбора магазина были названы акционные скидки, оправданные цены и меры по профилактике гриппа. «Кризис многому научил потребителей. Сегодня мы наблюдаем рождение нового поколения покупателей, которые предпочитают полезные и долговечные товары, вместо импульсивных покупок делают тщательно взвешенные, рационально мыслят при сравнении цен и по достоинству оценивают качество инноваций. Более рациональные и тщательно взвешенные модели поведения останутся у потребителей и после того, как кризис закончится», — считает управляющий партнер компании«Делойт» в Украине Владимир Вахт. В то же время он отмечает, что в Украине существует тенденция к увеличению потребительских расходов, и результаты исследования свидетельствуют о желании украинцев тратить больше после завершения кризиса.
Экономические настроения
Украина лидирует по количеству граждан, считающих, что кризис отразился на их личном финансовом положении. В среднем по странам-участникам опроса влиянию кризиса оказались подвержены 41% опрошенных, в том время как в Украине — 74% респондентов. При этом больше всего пострадали малообеспеченные слои населения и люди старшего возраста.
В то же время после окончания кризиса в Украине ожидается рост продаж, не сравнимый ни с одной другой европейской страной. 42% опрошенных выразили намерение тратить больше после того, как экономическая ситуация стабилизируется. Данный показатель — самый высокий в Европе.
Методология исследования
Данное исследование проводится в европейских странах уже 12 лет. В этом году в ходе исследования были опрошены 17 567 представителей 18 стран Европы, США и Южной Африки.
Украина принимает участие в исследовании во второй раз. Опрос проводился в течение последней недели сентября — первой недели октября методом интернет-анкетирования. В исследовании от Украины приняли участие более 700 человек в возрасте от 18 до 65 лет. 80% респондентов - жители Харькова (23%), Киева (20%), Львова (8%), Одессы (8%), Николаева (7%), Днепропетровска (6%), Донецка(4%) и Сум (4%). Результаты исследования представлены в зависимости от возраста, пола и уровня дохода респондентов.
«Делойт»
Название «Делойт» относится к «Делойт Туш Томацу», объединению фирм (Swiss Verein), зарегистрированному в соответствии со швейцарским законодательством, любой из фирм, входящих в его состав, каждая из которых является самостоятельным и независимым юридическим лицом.
«Делойт» предоставляет услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования государственным и частным компаниям, работающим в различных отраслях промышленности. «Делойт» — международная сеть компаний, которые используют свои обширные отраслевые знания и многолетний опыт практической работы при обслуживании клиентов в любых сферах деятельности в 140 странах мира. 165 000 специалистов «Делойта» по всему миру привержены идеям достижения совершенства в предоставлении профессиональных услуг своим клиентам.
«Делойт», Украина
ЗАО «Делойт енд Туш ЮСК» является украинской фирмой, входящей в объединение «Делойт Туш Томацу» в СНГ. Услуги предоставляются ЗАО «Делойт енд Туш ЮСК» и его дочерними предприятиями. ЗАО «Делойт енд Туш ЮСК» является одной из ведущих национальных аудиторско-консультационных фирм, предоставляющих услуги в области аудита, налогообложения, управленческого и финансового консультирования. Фирма «Делойт» заработала репутацию лучшего работодателя за реализацию инновационных программ в области развития кадровых ресурсов и прилагает все усилия, чтобы способствовать успеху своих клиентов и своих работников.